Как снизить расходы на доставку на 15%?

Реклама в Дзене
20 July 2020
<100 full reads
1,5 min.
367 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 16% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Как снизить расходы на доставку на 15%?

Интернет-магазины, производители и дистрибьюторы товаров, транспортные компании и курьерские службы ежедневно сталкиваются с непростой задачей — доставка продукции. Процесс логистики нужно наладить так, чтобы привозить товары в нужное место и в нужное время без лишних расходов и опозданий. Чем больше доставок, тем сложнее решить эту задачу: у каждого заказа свой временной интервал, курьеры работают по сменам, склад закрывается на ночь, ситуация на дорогах меняется десятки раз за день.

Логистические службы каждый день вынуждены принимать решения в ситуации неопределенности. Часто приходится выводить в работу больше автомобилей, чем нужно, чтобы гарантированно объехать все точки. В итоге доставка продукции «съедает» значительную сумму денег. Расскажем, как и сколько можно сэкономить на автоматизации доставки.

Как работает автоматизация доставки

Параметров, влияющих на своевременность доставки, очень много. Держать их в голове и учитывать при планировании маршрутов — сложная и зачастую невыполнимая задача. В результате — плохие маршруты с опозданиями и лишние расходы. Проблема решается, если доверить построение маршрутов умному алгоритму.

Яндекс.Маршрутизация — сервис, который распределяет заказы между курьерами и составляет оптимальные маршруты от склада или складов до точек доставки. Основной критерий оптимальности — снижение стоимости доставки. То есть система ищет самое дешевое решение, которое позволяет развозить все заказы без опозданий. Сервис учитывает более 50 параметров и их комбинации друг с другом. Вот самые популярные из них:

Параметры заказов: вес и габариты груза, интервалы доставки, совместимость заказов
Параметры заказов: вес и габариты груза, интервалы доставки, совместимость заказов
Параметры машин/курьеров: грузоподъёмность, ограничения, время работы, стоимость за километр и час, стоимость за точку доставки
Параметры машин/курьеров: грузоподъёмность, ограничения, время работы, стоимость за километр и час, стоимость за точку доставки
Параметры склада: время работы, количество смен, время на загрузку и выгрузку
Параметры склада: время работы, количество смен, время на загрузку и выгрузку
Специфические параметры: дополнительные ограничения вроде режима самовывоза или справедливого распределения заказов, допланирование в течение дня и другие параметры, важные для логистики компании
Специфические параметры: дополнительные ограничения вроде режима самовывоза или справедливого распределения заказов, допланирование в течение дня и другие параметры, важные для логистики компании

Полный перечень поддерживаемых параметров можно найти здесь →

Алгоритм Яндекс.Маршрутизации использует эти и другие данные, поэтому маршруты получаются «выполнимыми», — в отличие от других систем для автоматического планирования, которые показывают хорошую экономию только «на бумаге», а в реальности маршрут рассыпается.

«Выполнимость» маршрута — соответствие модельного времени прохождения маршрута фактическому времени в реальной жизни. Чем точнее совпадение, тем лучше.

Самый очевидный эффект автоматического планирования — снижение транспортных расходов на 15–20 %: алгоритм позволяет сократить количество машин, необходимых для своевременной доставки всех товаров. Помимо прямой экономии, у автоматизации есть много других положительных эффектов:

Меньше времени на планирование. Автоматическое построение маршрутов для 1000+ заказов занимает 10–15 минут, а ручное — несколько часов.

Маршруты без нарушений. Часто бывает, что при ручном планировании изначально заложены несоответствия, которые мешают выполнить маршрут.

Алгоритм строит оптимальный маршрут для каждого курьера, анализирует более 50 параметров
Алгоритм строит оптимальный маршрут для каждого курьера, анализирует более 50 параметров

Как и сколько можно сэкономить на автоматизации доставки

Если компания автоматизировала доставку, она напрямую экономит на транспортных расходах за счёт оптимизации маршрутов. То есть на доставку того же количества заказов нужно меньше машин, так как система учитывает прогноз пробок и строит выполнимые маршруты.

Кроме экономии на транспортных расходах, есть еще и «экономия на опозданиях», к которым часто приводит обычное планирование. Например, для ритейла и транспортных компаний стоимость опозданий — это штрафы, которые выставляют заказчики и контрагенты, а в интернет-магазинах опоздания снижают лояльность клиентов.

Примеры использования Яндекс.Маршрутизации

Интернет-магазин товаров для дома

У него ежедневно в среднем около 2100 заказов и 52 машины. При этом практика показала, что процент опозданий колеблется в среднем от 8 до 10 %, что составляет около 200 недоставленных вовремя товаров.

По оценкам логистов, средняя стоимость использования одной небольшой машины — 5  300 рублей в день. Сюда входит топливо, оплата труда водителя, амортизация транспортного средства или стоимость его найма. Транспортные расходы этого магазина составляют 275  600 рублей в день без учета стоимости опозданий.

С помощью Яндекс.Маршрутизации можно построить маршруты так, чтобы на каждую машину приходилось больше точек доставки. В итоге получится уменьшить количество автомобилей до 44, что дает ощутимую экономию — 42  400 рублей в день, 1  272  000 рублей в месяц. В этом случае экономия составила 15,5%.

Кроме этого, курьеры больше не опаздывают, что сказывается на удовлетворенности клиентов и, как следствие, увеличивает возможность повторной покупки.

Результат
Экономия — 1 272 000 рублей в месяц (15,5%)
Количество опозданий снизилось с 200 до 0

Как снизить расходы на доставку на 15%?

Производитель продуктов питания

Компания доставляет в день с одного из своих складов 90 тонн продукции по 75 торговым точкам. Для того чтобы развезти весь товар, логисты используют 21 машину в день, средняя стоимость машины, по данным организации, 7200 рублей.

В финансовом эквиваленте мы получаем 151  200 рублей в день прямых транспортных затрат только для одного склада. С учетом всех 18 складов дневные расходы — 2  721  600 рублей в день.

По данным от производителя, ежедневно по всем маршрутам происходило около 50 опозданий на точки доставки, что могло привести к штрафам и осложнению отношений с торговыми сетями.

После внедрения автоматического планирования маршрутов опоздания прекратились, число машин снизилось с 21 до 14. Общие транспортные затраты сократились с 151 200 рублей до 100 800 рублей в день для одного склада.

С учетом всех складов это дает экономию в 907 200 рублей в день, 27  216  000 рублей в месяц и почти 330 млн рублей в год только на прямых транспортных издержках. К этой сумме стоит добавить отсутствие штрафов, которые зачастую могут перекрывать транспортные издержки. 

Результат
Экономия — 330 млн рублей в год (33,5 %)
Количество опозданий снизилось с 50 до 0

Чем шире оптимизационная задача: больше заказов, курьеров, параметров, которые нужно учесть, тем лучше результат автоматизации. Как правило, общая экономия в деньгах составляет 15-20%.
Чем шире оптимизационная задача: больше заказов, курьеров, параметров, которые нужно учесть, тем лучше результат автоматизации. Как правило, общая экономия в деньгах составляет 15-20%.

Выводы

Легче учитывать большое количество параметров
Легче учитывать большое количество параметров
Сокращаются транспортные расходы, нет «невыполнимых» маршрутов
Сокращаются транспортные расходы, нет «невыполнимых» маршрутов
Оптимизация маршрутов приводит к меньшему количеству опозданий
Оптимизация маршрутов приводит к меньшему количеству опозданий
При планировании маршрутов учитываются все параметры текущих бизнес-процессов
При планировании маршрутов учитываются все параметры текущих бизнес-процессов

Узнайте подробности о работе сервиса Яндекс.Маршрутизации по ссылке>>. Или запросите онлайн-демонстрацию решения.