Мое советское детство проходило в окружении рассказов о космических достижениях моей страны и о межзвездном будущем человечества. Космические старты, ракеты, полеты автоматических станций к другим планетам, луноходы. Все это показывали по телевизору, передавали по радио в новостях, и это отложило отпечаток на всю мою жизнь. В научно-популярных журналах печатались статьи, как в будущем звездолеты полетят к другим планетам и звездам. По телевизору шли тематические передачи и документальные фильмы о перспективах достижения далеких созвездий, строительства орбитальных станций и межпланетных кораблей. То же я видел в живописи советского периода. Массово издавались научно-фантастические произведения, описывающие высадку наших звездолетчиков на далеких планетах и встречи с инопланетянами.
В 1973 году вышел фантастический фильм «Москва-Кассиопея». Но я его посмотрел гораздо позже, потому что на тот момент был еще маленький. Конечно, сейчас, с позиции взрослого, он кажется очень глупым. Но, во-первых, он детский. А во-вторых, меня поразил именно романтический настрой героев на достижение далекой цели. Обсуждать этот сюжет не стоит, он довольно слабый, но в нем показаны люди, которые должны были построить космическое будущее человечества.
Позже, в 1974 году, вышло продолжение «Отроки во вселенной». Тоже глупый детский сюжет, картонные персонажи, немного инфантильные враждебные инопланетные роботы, слабые декорации. Но в целом в глазах ребенка это был буквально прорыв. Мне тогда казалось, что нарисованное будущее неизбежно наступит.
Будущее казалось прекрасным. Красивые города, полеты кораблей к звездам, возможность вылечить все болезни и даже достичь бессмертия. Контакты с развитыми инопланетными цивилизациями, которые тогда представлялись мудрыми и дружелюбными, а не враждебными. Вся фантастика того периода была именно такой: светлой, немного наивной, мечтательной, романтической.Город
Но не одними мечтами подкреплялось такое мнение. Я видел развитие технологий освоения космоса. И они были вполне серьезными. Земная цивилизация строила планы освоения околоземного пространства, планет Солнечной системы, астероидов. Прорабатывались проекты межпланетных кораблей, крупных космических станций, перспективы полетов к звездам. Например, я с увлечением прочитал книги «Электрические ракетные двигатели», «Ресурсы солнечной системы», «Космические орбитальные станции». Тогда казалось, что все идет как надо.
Но на самом деле все вовсе не шло, как надо. Тогда же, в 1970х, все это великолепие начало по непонятным для меня причинам заканчиваться. Советская космическая программа начала буксовать и зациклилась на орбитальных станциях. Тогда же я в детской научно-популярной популярной книжке прочитал статью о перспективных межпланетных двигателях. И, в самом конце, оценивался проект межзвездной экспедиции на фотонном звездолете.
Такие звездолеты часто рисовали фантасты в фильмах и книгах. Они приводились в движение потоком фотонов, порождаемым аннигиляцией материи и антиматерии и отражаемым специальным зеркалом в корме корабля. Конечно, данный проект выглядит слегка неосуществимым с точки зрения современных технологий. Где взять столько антиматерии и как ее сохранять в баках звездолета, никто и представить не мог. Но такой звездолет теоретически мог достичь субсветовой скорости и достичь ближайших звезд за несколько лет жизни космонавтов. И более того, другой галактики, такой, как Магелланово Облако, за несколько десятков лет. Конечно, согласно теории относительности, на Земле за это время прошли бы столетия, но подобная идея будоражила умы фантастов и кинематографистов многих стран. Но автор прочитанной мной книги почему-то пошел дальше. Он прикинул физические параметры звездолета, сколько нужно горючего, какая нужна энергия для достижения субсветовой скорости, и пришел к неутешительному выводу, который меня поразил: «ни со звезд, ни на звезды». То есть ни инопланетяне не могли сюда прилетать, ни мы никогда не сумеем отправиться к другим мирам. Депрессивность этой идеи меня сильно удивила. Мне было всего лет 10, но я поразился узости мышления автора статьи! Почему он зациклился именно на этом конкретном проекте? Который красиво выглядит, но подходит скорее для кинематографистов и писателей-фантастов, чем для реального воплощения. Действительно, я слабо себе представлял, где можно достать и содержать столько антивещества. Планировалось удержание в магнитном поле. Но я сразу подумал, что столь опасное состояние легко может привести к катастрофе, и надо бы придумать что-то получше. Но получше никто придумывать не собрался. Помню глас вопиющего в пустыне: какой-то школьник прикинул, что форма зеркала, изображаемого на рисунках и в фильмах, не даст оптимальное отражение потока, нужна другая кривизна. Но это никого не заинтересовало. Наоборот, над идеей посмеялись, сравнив с фонариком, который включили в космосе и вознамерились так долететь к далеким созвездиям. Это был последний пример человека, который реально, как я, пытался построить в голове проект настоящего работающего звездолета, а не критиковать идею, сразу объявив ее неосуществимой.
Как оказалось, в США тоже на тот момент озадачивались этим вопросом. Еще в 1955 году возник проект звездолета «Орион» с импульсным ядерным ракетным двигателем. Конечно, подобное циклопическое сооружение в реальности воплощено быть на тот момент не могло. Но позже, как развитие, появился проект «Дедал», в котором рассчитывались реальные параметры межзвездного корабля. За 49 лет он должен был достичь звезды Бернарда, находящейся на расстоянии в 5.9 световых лет от нас.
Но проект посчитали слишком дорогим для реализации и забросили. Сейчас группа энтузиастов продолжает его развитие в проекте «Икар», который также скорее мертв, чем жив. Другой идеей была задумка Министерства Обороны США в проекте «Лонгшот», разрабатываемом в конце 1980х годов. Отличительной особенностью этих проектов была грандиозность замысла. Стартовая масса корабля достигала нескольких сотен тонн, в качестве топлива использовался дефицитный Гелий-3, который на Земле добыть было сложно. Циклопическое сооружение, стоимость которого просто зашкаливала! Разумеется, это по сути оказались просто фантазии, далекие от реальности. И все это бросили уже в 1990х. Почти пропали идеи межзвездных, затем и межпланетных полетов. Как из кино, так и из книг, журналов, научно-популярных фильмов. Об этих попытках просто забыли!
Итог не замедлил себя ждать. Постепенно сюжеты фантастики от научной идеи достижения других планет сосредоточились на сказочных мотивах: магия, рыцари, отважные десантники, путешествия во времени. Разумеется, у большинства населения постепенно складывалось мнение, что идея конструирования звездолетов – это полная чушь. Их никогда не сумеют построить, а если и научатся, то в очень далеком будущем. И в сюжетах развлекательной литературы и кино злобные инопланетяне сами прилетают сюда, чтобы нас бомбить и захватывать.
На самом деле то, что реальный звездолет невозможно построить, скорее иллюзия. Проблема всех, кто начинал подобное проектирование, он задумывал что-то грандиозное. Принципиальной ошибкой ранних проектов фотонных звездолетов была не невозможность добыть топливо, а ориентация на достижение гигантских скоростей, позволяющих доставить космонавтов при их жизни к другой звезде и обратно. Это требует невозможных затрат энергии. И топлива на дорогу в оба конца. Может, когда-нибудь и удастся осуществить этот проект, но, честно говоря, вряд ли. Скорее удастся найти способ более быстрого перемещения, минуя ограничения пространственно-временного континуума. На практике реальный звездолет должен быть полностью автоматическим, и рассчитанным на длительный полет в один конец. Тогда не нужны гигантские затраты энергии и огромный запас топлива. После достижения цели звездолет можно просто бросить. Уже в проектах «Орион» и «Дедал» заложены именно такие идеи. Но их отличает одна общая черта: гигантизм. Это огромные тяжелые корабли, по непонятной причине. Стоимость их неподъемная для бюджета одной страны, да и нескольких стран тоже. Нужны более простые и дешевые решения. Кажется, что разработчики этих проектов использовали все возможности, и перебрали все варианты, найдя наиболее оптимальный. И что-то меньшее до звезд долететь принципиально не может. На деле это не так.
Сейчас прорабатывается достаточно забавный проект «Прорывный бросок к звезде» под патронажем известного миллиардера Юрия Мильнера. В рамках этой идеи планируется отправить к Альфе Центавра облако из миниатюрных микросхем, снабженных крошечными парусами, толкаемых стационарным лазерным ускорителем. Конечно, сейчас это скорее фантазия тоже, но по расчетам, такое облако может достичь цели, находящейся на расстоянии в 4.9 световых лет, за 20 лет полета. И что же это получается, микросхемы могут долететь, гигантский «Дедал» может, а что-то среднее никак не может?
На самом деле земная цивилизация не заметила, как уже достигла небесного тела Плутон, уже не считающегося планетой, но тем не менее, до этого долго числившегося самым отдаленным небесным телом. Дальше есть еще подобные планетоиды, например, Седна и Кваоар, но есть пример земного корабля, вырвавшегося за пределы Солнечной системы. Стартовавший в 1977 году аппарат «Вояджер-1», посетив ряд планет, в 2012 году преодолел пределы гелиосферы, фактически оказавшись в межзвездном пространстве.
Фактически за 35 лет полета он добрался до нашей окраины, преодолев гигантское расстояние! И никто особенно не обратил на это внимание. А ведь он двигался чисто по инерции! Возникает вопрос, а если подобный аппарат снабдить реальным двигателем? Например, ионным? Ведь он получит возможность разогнаться до гораздо больших скоростей! Более того, на начальном этапе можно использовать мощную разгонную катапульту, например, лазерный орбитальный ускоритель, когда аппарат начнет свой полет под парусом, но затем, когда поток от ускорителя и солнечного ветра ослабеет, парус можно отбросить, и продолжать движение с помощью встроенного ионного двигателя. Так можно достигнуть реальных скоростей, сопоставимых с проектом «Дедал», но гораздо с меньшими габаритами, и, соответственно, затратами. В разы дешевле! Да, полет к ближайшей звезде может занять большой промежуток времени, лет 50-70. Но это не препятствие! Ведь мы не заметили, как прошли 35 лет полета «Вояджера»? И этот летит, летит, и долетит. От него потребуется немногое: определить, есть ли в пределах звезды планета, пригодная для обитания, по возможности сблизиться с ней и передать на Землю ее параметры и фотографии. Да, его придется сделать простым и надежным, как «Спутник-1», рассчитанным на 50-70 лет эксплуатации. Но такая задача вполне посильна инженерам и не выходит за рамки современных технологий.
ЗВЕЗДОЛЕТ НАДО ПРОСТО ВЗЯТЬ, И ПОСТРОИТЬ!
А не придумывать 100500 причин, почему это невозможно. Это вполне реально! Не надо ставить грандиозные цели, и достигать их с применением гигантомании, и использовать простые, понятные и надежные решения, которые можно осуществить за приемлемые деньги. Да, это все равно сложно и дорого, но мечта человечества ведь стоит того? Вы мне скажете, что это невозможно? Поверьте, я просто рассмеюсь! В начале XX века, когда Циолковский и Кибальчич мечтали над проектами космических ракет, это тоже казалось неосуществимыми фантазиями. Но прошло полвека, и человек вышел в космическое пространство, где и остается до сих пор.
НАДО ПРОСТО ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАХОТЕТЬ.
И все получится!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Забыли? Забыли. Почему-то раньше это работало, а сейчас уже больше не работает.
В этом плане сразу возникает вопрос, а куда лететь этому кораблю? Он достаточно дорогостоящий, а перспективных звезд довольно много. Надо сначала определиться с целью. Возможности современной астрономии не позволяют достичь нужного разрешения, чтобы выявить планету земного типа, потенциально пригодную для жизни, около этих звезд. Формально, экзопланеты находят по косвенным признакам, но они, как правило, массой намного превосходят Землю, и находятся вне пояса пригодности для жизни. То есть, не то. А вот определить, есть ли вообще планеты вблизи звезды Альфа Центавра, которая ближе всех к нам из звезд спектрального класса Солнца, современная астрономия вообще не умеет. То есть не понятно, стоит ли туда лететь или нет. Значит, должна быть поставлена простая задача: увидеть, если ли планеты земного типа у ближайших звезд, где потенциально может быть жизнь. Для этого надо построить крупный оптический орбитальный телескоп. Это может быть сооружение размером со станцию «Мир», обслуживаемого космонавтами. Но согласитесь, что оно себя окупит! Ведь та можно заглянуть в глубинные тайны вселенной, которые до сих пор скрыты от нашего взора. Почему-то ведь эта идея никак не работает. Хотя не одному мне она в голову приходит.
И что мы имеем вместо этого? Огромная Международная Космическая Станция, на которой типично сидят три космонавта.
Ну, сейчас немного больше, но это временно. А изначально планировалось 12. И почему же так произошло? А им нечего особенно там делать. Эта проблема стояла еще во времена «Салютов». Да, проводятся эксперименты. Но если посмотреть реально, что там космонавты делают, становится грустно. Да, проверяют пластики на воздействие космических лучей. Да, контролируют рост растений и бактерий в оранжерее. Да, проводят медицинские эксперименты. Но по сути и все. Фундаментальных открытий с этой огромной станции не бывает! То же делали и в советское время. Давно уже говорят, что проект МКС надо завершить, и это не прост так. Она себя совершенно не окупает. Это самый настоящий тормоз на пути человечества в космос. Проект окололунной орбитальной станции, который сейчас прорабатывается, кажется намного перспективнее, ведь это действительно шаг вперед, который срывается из-за гигантских ненужных расходов на обслуживание МКС. Пора четко сказать себе, что задачи крупных околоземных орбитальных станций давно уже были решены и пора двигаться вперед.
Но что происходит на практике? От идеи собственной околоземной орбитальной станции никак не отказаться. Просто никак! И Китай идет по тому же пути, как ни странно, копируя старые советские решения. Кончится это у него тем-же. Все остальные проекты заканчиваются ничем. «Союз-Салют», и ни шагу вперед! Много слов о полетах на Луну и Марс, но на практике из этого не выходит ничего. Более того, игры в многоразовые транспортные системы, прорабатываемые в XX веке, привели к тому, что все эти проекты были завершены по не вполне понятным причинам, и возник регресс до уровня «Союз»-«Аполлон».
Уже кажется, что человечество много раз пыталось занести ногу и сделать решительный шаг дальше, но почему-то никак не может его сделать. И тому есть вполне реальное объяснение.
Еще в молодости я заметил, у всех моих сверстников, родителей, родственников, отсутствует интерес к космической тематике. Более того, они не понимали, зачем это. Даже у тех, кто в школьные и студенческие годы он был, потом стойко пропал. Я тогда совсем не понимал этого. Но в итоге поколение, которое должно было воплотить космическую мечту человечества, продолжив идеи тех, кто работал над ними в 1950е-1980е годы, не выросло вообще.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РАЗУЧИЛОСЬ МЕЧТАТЬ О ПОЛЕТАХ В КОСМОС.
Поэтому мы и не полетели к звездам. А вовсе не потому, что это невозможно.
Вам это не кажется странным?