4,9K подписчиков

Неистовый авангардист FRANK VINCENT ZAPPA и его рок-команда MOTHERS OF INVENTION из 60-х

724 прочитали

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора. Это колосс. Это явление, перед которым хочется снять шляпу и стоять на ветру вечно с непокрытой головой. Более шестидесяти альбомов издал он за свою жизнь, участвуя в самых разных проектах и создавая свои. И какие альбомы!

Итак, Фрэнк Винсент Заппа, или FRANK VINCENT ZAPPA (1940-1993), американский композитор, певец, продюсер, мультиинструменталист, экспериментатор, рок-авангардист, звуко- и кинорежиссер, игравший и создавший великое множество композиций в разных жанрах: от рок-музыки и джаза до академических произведений.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.

Его именем названы астероид, медуза, молюск, рыба, многоклеточное ископаемое, паук, улица, в мире есть несколько памятников Заппе, ежегодно проводится фестиваль в его честь, 9 августа объявлен Днем Фрэнка Заппы… И это далеко не всё.

Читатели и подписчики моего канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что я в основном исследую рок-архивы 60-х, а именно тогда ЗАППА и стал по-настоящему известен вместе с группой THE MOTHERS OF INVENTION, о которой я и постараюсь вам поведать…

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-2

В 1964 году в Калифорнии образовалась группа THE SOUL GIANTS. Её начало – в ломбарде, где познакомились бас-гитарист Рой Эстрада и барабанщик Джимми Карл Блэк. Истории неизвестно, что пришел закладывать в ломбард Рой, но Джимми принес туда тарелки от ударной установки. Причина понятна: у парней не было денег.

Позднее к парням примкнули саксофонист Дэйв Коронадо и гитарист Рэй Хант. Группа исполняла кавер-версии известных ритм-энд-блюзовых композиций. Явно их творчество было далеко от совершенства: они претендовали лишь на позицию резидентов в клубе.

На прослушивании владелец клуба потребовал, чтобы они пригласили к себе вокалиста Рэя Коллинза, что и было выполнено. Затем между Коллинзом и Хантом возникли непримиримые трения, и последнего уволили.

Именно тогда Коллинз и пригласил в качестве гитариста Фрэнка Заппу.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-3

А Фрэнк был по своей натуре лидером. Лидером с большой буквы. Он полностью прибрал команду к своим рукам, заодно и запев. Впрочем, певцом он никогда себя не считал.

Вот он, первый и оригинальный состав группы:

Фрэнк Заппа – гитара и вокал

Рэй Коллинз – вокал

Рой Эстрада – бас-гитара

Джимми Карл Блэк – барабаны

Дэвид «Дэйв» Коронадо – саксофон

Команду переименовали в MOTHERS OF INVENTION (были другие варианты, но это название за ней закрепилось надолго). В составе были некие перемены. Группу покинул Дэвид Коронадо, на место которого сначала пришла фолк-гитаристка и певица Элис Стюарт, а затем гитарист Генри Вестайн. Вейстайна сменили Джеймс Гарсиа и Стив Манн, затем их сменил Эллиот Ингбер.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-4

Эти кадровые перестановки в рок-группах меня всегда умиляют. Кто-то навсегда исчезает из музыкальных архивов, кто-то закрепляется в них навсегда.

В любом случае – команда под крылом Заппы начала исполнять его композиции, и лихо ворвалась в мир андеграундной музыки Западного побережья. Их заметили опытные продюсеры.

Дебютный альбом «Freak Out!» (1966 год), на запись которого приглашаются еще несколько музыкантов, впечатляет не только публику, критиков и самих исполнителей (Заппа заставляет их читать композиции при студийной работе с нотного листа!). Альбом – двойной (второй, после Боба Дилана двойник в мире-рок музыки на тот момент), и это еще одно свидетельство размаха, с которым Заппа всегда приступает к реализации своих проектов.

Альбом «Freak Out!» – жгучий коктейль из ду-вопа, ритм-энд-блюза, авангарда и откровенного экспериментирования.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-5

Критики отмечают Заппу как «новый голос в рок-музыке» , отмечая его творчество, ка «противоядие жестокой потребительской культуре Америки» . Саунд двух пластинок сыроват, и Заппа недоволен. ВСЁ композиции написаны им лично, он лично занимался аранжировкой и разного рода наложениями.

И вновь в команде огромные перемены (все эти телодвижения можно легко найти в рок-энциклопедиях и других интернетовских источниках). Фрэнк Заппа в отличной творческой форме – ему важна МУЗЫКА, а не музыканты. В запале он даже собирается усилить ритм-секцию второй ударной установкой! Фрэнка несло…

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-6

Второй альбом MOTHERS OF INVENTION (1967 год) под названием «Absolutely Free» Фрэнк Заппа в качестве продюсера сводит в Нью-Йорке. И вновь сплав многих жанров, нанизанных на музыкальный стержень авангардного рока. Лично я, когда слушаю его, ощущаю себя на американских горках: резкая смена ритма перехватывает дыхание. Испытываешь почти детский восторг.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-7

Смысловое и текстовое содержание альбома объяснил сам Фрэнк:

«Мы сатирики, пришедшие всё высмеивать»…

В 1966-67 годах MOTHERS OF INVENTION успешно гастролирует по США и Европе. Во время концертов Заппа дирижирует группой, приглашает на сцену публику, участники состава индивидуально импровизируют, с ними постоянно играют приглашенные музыканты,

В 1968 году команда записывает два альбома. «We`re Only in it for the Money», который критики считают лучшим в творчестве группы. Обложка альбома – пародия на знаменитый битловский альбом « Pepper`s Lonely Hearts Club Band ».

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-8

При записи использована куча сумасшедших звукорежиссерских приемов, которые только можно было выдумать в то время. И вновь – сатира на культуру хиппи. И вновь – новые музыканты. MOTHERS OF INVENTION, по сути, становится вывеской, под которой хозяйничает и творит Фрэнк Заппа, подчиняя своей воле коллектив.

Во втором альбоме 1968 года Cruising with Rubeh @ the Jets» - сплошная эклектика, где Заппа издевается над ду-воп-песнями пятидесятых годов. Он использует монтаж пленки, как еще один музыкальный инструмент.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-9

1969 году выходит двойник «Uncle Meat», в котором Заппа, войдя во вкус, вперемешку монтирует студийные и живые записи группы в композиции! Я не оговорился: в композиции, а не в пластинку. Т.е. он берет вещь, и один куплет там звучит студийный, а следующий – из зала, записанный во время концерта. Это я объясняю грубо, вчерне.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-10

Более того – он объединяет записи различных композиций в новые части: если говорить образно, приделывает ногу одного человека к другому, а уши вешает ему на задницу. И всё звучит гармонично и впечатляет.

Группа возвращается в Лос-Анджелес, параллельно Заппа раскручивает великое множество проектов, не имеющих отношение к MOTHERS OF INVENTION. И одновременно выплачивает коллективу для поддержания штанов деньги из своего собственного кармана, что не мешает коллективу обижаться на него, обзывая его «диктатором».

В 1969 году группа распадается, но в 1970-м выходят пара её сборников – «Weasels Ripped My Flesh» и «Burnt Weeny Sandwich» с оставшимися и имеющимися на руках записями.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-11
Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-12

В 1970 году Заппа набирает практически новую команду под старым названием и они дают несколько концертов с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром. Большая часть материала была записана группой в отелях ранее, во время гастролей.

В июне того же года Фрэнк формирует новый состав, который называется THE MOTHERS (вторая часть названия опускается). Парни участвуют в создании двойного сольника Заппы « Chinga ` s » к фильму «200 мотелей» (рекомендую для просмотра), гастролируют, в результате чего выходят два концертных альбома.

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-13

Но всё, что происходит позднее, уже далеко не MOTHERS OF INVENTION . Новые музыканты, новые проекты: творческая жизнь Фрэнка Заппы бурная и яркая.

Что-то пишется, происходят события самого разного формата, в Лондоне Заппа падает в оркестровую яму, и вынужден использовать инвалидную коляску в течение полугода.

Последний альбом THE MOTHERS «Bongo Fury» , был выпушен в 1975 году. Отныне Заппа называет все свои группы скромно и с достоинством – ZAPPA .

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-14

Да, чуть не забыл… У MOTHERS OF INVENTION есть еще пять концертных альбомов. А вообще творчество Фрэнка Заппы настолько велико, что… Ну как вам сказать? Я, к примеру, признаюсь, что не слышал все его альбомы. Мало того, что их более шестидесяти, так еще парочка альбомов включает в себя по 8 лонгплеев!

Я посчитал – более тридцати величайших рок-исполнителей и рок-команд честно признают огромное влияние, которое оказало творчество Фрэнка Заппы на них. В этом и огромная заслуга MOTHERS OF INVENTION .

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:

Freak Out! (1966)

Absolutely Free (1967)

We`re Only in it for the Money (1968)

Cruising with Ruben @ the Jets (1968)

Uncle Meat (1969)

Burnt Weeny Sandwich (1970)

Weasels Ripped My Flesh (1970)

Over-Nite Sensation (1973)

One Size Fits All (1975)

Bongo Fury (1975)

Об этом великом музыканте, который начал свою стремительную карьеру в 60-х, необходимо написать обязательно. Но всё это время я пребывал в растерянности: КАК НАПИСАТЬ? Это не музыкант, а гора.-15

В шестидесятые в этой группе переиграло немало музыкантов: всё крутилось, как в калейдоскопе, который вращала неистовая рука Фрэнка Заппы. Его вообще, на мой взгляд, трудно слушать: после пяти-шести композиций ты, как слушатель, начинаешь вращаться в виртуальном музыкально-авангардном пространстве, каждую секунду ожидая очередного подвоха от бесконечных экспериментов исполнителей.

Это не трудно ощутить и сейчас. Как вы? Готовы?

На сегодня - всё. В интернете есть все 60 альбомов ЗАППЫ. Так что у вас всё впереди. Жду ваших мнений, оценок, лайков. Если вы еще не сделали - подпишитесь на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Этим вы очень поможете его развитию. Да и вместе веселее... С уважением