Замечательная польская фолк-рок-бригада CZERWONE GITARY из рок-архивов шестидесятых

6 June
4k full reads
5,5k story viewUnique page visitors
4k read the story to the endThat's 72% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

«Рок — это музыка, посредством которой можно разобраться в своем внутреннем мире и отыскать частичку себя, не убив при этом никого»… -тонко заметил Джаред Лето, актер и рок-музыкант, что поет в группе THIRTY SECONDS TO MARS.

Но я не о нем, и не об этой группе. Мои читатели и подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ знают, что в основном я пишу о рок-командах шестидесятых, забытых, малоизвестных, а кое для кого и вообще неизвестных, а если любимых и известных, то значит это про наших братьев и сестер – меломанов….

Сейчас вы читаете мой 197-й пост, и, чтобы вам было легче ориентироваться в этих километрах написанного, я создал каталог моего канала. Он вот здесь. Там все понятно, и все по алфавиту. Заходи – не хочу!

Британия, США, Австралия, Бельгия, Испания и Греция: все это хорошо. И даже прекрасно. Но сегодняшний материал – возвращение к братьям-славянам (политиков это не касается. Не братья они мне). Итак, Польша. Вернее – Польская народная республика. О «Скальдах» я уже писал (смотрите в каталоге).

А вот CZERWONE GITARY… Они были популярны и широко известны во всех странах социалистического блока. Да и сейчас, те, кто понимают, с удовольствием прикоснуться к их таланту, а также к личности лидера команды Северина Краевского.

По-польски их название звучит вроде ЧЭРВОНЭ ГИТАРЫ, ну а у нас они всегда были ЧЕРВОНЫ ГИТАРЫ, понятно, что не от слова «червонец».

В 1963 году в Гданьске процветал клуб студенческой песни, где некий Хенрик Зомерский создал группу GRUPY X в составе восьми человек. Понятно, что для бдительных идеологов-кураторов это был «ансамбль молодежной песни», где, в основном, играли и пели студенты.

Время и опыт позволили группе задуматься о профессиональном статусе. Многие из прежнего состава при этом разбежались, и в начале 1965-го года, когда группу переименовали в CZERWONE GITARY (они и взаправду играли на гитарах красного цвета производства ГДР-овской фирмы «МУЗИМА»), команда утрамбовалась.

Хенрик Зомерский (бас-гитара), Бернард Дорновский (гитара, вокал), Кшиштоф Кленчон (гитара, вокал), Ежи Скшипжик (ударные, вокал), а также Ежи Коссела (вокал, гитара, и вместе с Зомерским – основатели группы). В основном это были музыканты из NIEBIESKO-CZARNI. Текучка и расклады почти как в СССР, когда ВИА напоминали проходные дворы: каждый искал более сладкую долю.

Впервые дебютировали в клубе "Non-Stop" в Сопоте. Город известен, как город танцевальный, и веселый, знаменитый известным международным фестивалем, где победителями в свое время были Лещенко, Миансарова, Понаровская и Пугачева. Вот такая атмосфера царила там в 30-х годах:

А вот его архитектурные приколы сегодня:

Но я о CZERWONE GITARY. Их первый сингл назывался "Bo Ty Sie Boisz Myszy", затем их представили на польском радио. Потом они отправились в турне по родной стране с оригинальным названием "Мы играем и поем громче всех в Польше!".

В конце 1965-го за бас-гитару в группе взялся Северин Краевский, и это была очень даже важная перемена в составе, т.к. он стал основным автором их песен.

Их первый альбом "To Wlasnie My" распродался тиражом 160000 копий. Сумасшедшая цифра для Польши! Песни на этом лонгплее – сплошной биг-бит. Звучит как откровенный ответ британцам, но самобытность коллектива уже тогда прослеживается почти на все сто.

Фронтменом команды стал Кленчон, ибо Ежи Коссела ушел из команды. «Czerwone Gitary (2)» - так незамысловато назвали вторую большую пластинку группы, в которой явственно прослеживаются элементы фолка.

Между прочим, я думаю, что это закономерно для славянских языков и наших культур. Мы сами по себе, и структура и внутренняя энергетика русского, к примеру, мало сочетается с англосакским роком. И появляется нечто самодостаточное. Которое мы зачастую не ценим.

Тираж проданных в 1967 и 1968 годах пластинок CZERWONE GITARY зашкалило за 200 тысяч копий, и группе вручили специальный приз MIDEM в Каннах за самое большое количество проданных лонгплеев в своей стране. Приз вручили в январе 1969 года в виде «мраморной пластинки». Одновременно такую же вручили и THE BEATLES.

Альбом 1969 года «Czerwone gitary 3» разошелся тиражом 220 тысяч (вновь успех для строгой, и в основном, католической Польши). Затем команда получает главный приз на фестивале в Ополе (не менее важном, чем фестиваль в Сопоте).

В 1970 году из команды уходит Кленчон. Он уезжает в США, перед этим создав группу TRZY KORONY. В Америке он неожиданно гибнет в автокатастрофе. А в составе CZERWONE GITARY его место занимает Доминик Конрад. Он участвует в записи отличного альбома "Na Fujarce", а затем уходит из группы.

Семидесятые отмечены некоторыми переменами в составе. Они пишут пластинки и выступают как трио, затем к ним приходит бас-гитарист Рышард Качмарек.

В семидесятых они, в частности, запускают в народ две немецкоязычные пластинки "Consuela" и "Rote Gitarren" (на ней на бас-гитаре сыграл Ян Поспешальский), мощный психоделический альбом «Spokoj Serca".

Они дают огромное количество концертов, гастролируют в СССР и ГДР: Краевский настойчиво и целеустремленно создает композиции в поп-фолк-роке.

Когда в конце 90-х Краевский уходит из коллектива (популярность команды резко падает), он создает группу-альтернативу "Czerwone Gitary By Seweryn Krajewski" и выпускает студийный диск с названием "Koniec" (переводить не надо?) Оставшиеся в команде музыканты отвечают диском "...Jeszcze Gra Muzyka"… Такая творческая перестрелка…

Но я пишу о шестидесятых, и заканчивая этот скромный материал, подвожу некий итог выводами музыкального критика:

Даже сегодня поклонники группы находят гармонические и интонационные параллели между песнями "Битлз" и "ЧГ": "Не задирай нос" Краевского — это, дескать, славянский вариант битловского хита "The Taxman", "Учусь жить" похож на "Come Together", "Мы из XX века" — на "A Day In The Life", "У моря" — на "She Loves You"… Нет, никто не обвинял и не обвиняет польских музыкантов в плагиате. Ведь и битлы тоже черпали вдохновение у тех, кто был до них…

Да, еще: в 2005 году в свет выходит основательный труд - книга музыковеда Марека Гашинского «Czerwone Gitary. Nie spoczniemy…», посвящённая творчеству группы. Даже те, кто не владели польским языком, балдели от количества фотографий, дискографии, хронологии и прочих, ранее неизвестных фактов о CZERWONE GITARY.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О СЕВЕРИНЕ КРАЕВСКОМ:

* - Северин - гений, - сказала о нем Марыля Родович. - Это незаурядная личность, у него нет последователей. Он - великий композитор... хотя, когда ему говорят об этом, он отвечает: "Я всего лишь тот, кто сочиняет мелодии. Композиторы - это Штраус и Бетховен...

* Сам Краевский о себе: "Мои корни — на сегодняшней Украине. В памяти звучат песни матери. Когда она что-то делала, всегда пела. В основном по-украински. По-польски говорила плохо. Эта она пробудила во мне любовь к музыке…

* В начале шестидесятых он учился в Государственной музыкальной школе Гданьска, а затем в Гданьском музыкальном лицее (скрипичный класс Стефана Германа). Он уже тогда увлекался бит-музыкой, но такое увлечение явно не приветствовалось преподавателями Северина, поэтому музыканту пришлось выступать в первых своих командах под псевдонимом Роберт Марчак.

Однажды журналист спросил Краевского:

— Когда к тебе пришла популярность, вам на сцену, наверно, стали бросать лифчики?

— Контакт "ансамбль — девушки" заканчивался во время раздачи автографов. Со мной же было ещё хуже. Вероятно, создавалось впечатление, что я зазнайка. К моим коллегам подходили симпатичные девушки, а ко мне — нет. Не стану утверждать, что в этом смысле я был абсолютно голоден. Я, конечно, знавал девчонок, но никакой очереди у моей гримуборной не было… Я был страшно застенчив.

— Не пробовал справиться с волнением с помощью бокала коньяка?

— Пробовал. Но после этого мои губы становились деревянными, и я не мог петь. Если бы не это, наверняка пил бы.

— А наркотики?

— Откуда?.. Однажды я взял под язык две успокаивающие таблетки. И со мной случилось нечто такое, что гораздо хуже, чем волнение: всё мне стало по барабану…

В шестидесятые годы квартет "Битлз" был фантастически популярен, поэтому в музыке всех бит-групп, становившихся известными в нашей стране, старались разглядеть нечто "битловское". "Червоных гитар" называли "польскими битлами".

ДИСКОГРАФИЯ:

To właśnie my (1966)

Czerwone Gitary (2) (1967)

Czerwone Gitary (3) (1968)

Na fujarce (1970)

Spokój serca (1971)

Consuela (альбом был записан и издан в ГДР) (1971)

Rytm Ziemi (1974)

Dzień jeden w roku (1976)

Port piratów (1977)

Rote Gitarren (альбом был записан и издан в ГДР) (1978)

…jeszcze gra muzyka (1999)

O.K. (золотой диск) (2005)

Herz verschenkt (альбом был записан и издан в Германии) (2009)

Jeszcze raz (2015)

Послушаем, вспомним, познакомимся, припадём, так сказать...

На сегодня - всё. Жду ваших комментов и лайков. Подписывайтесь на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ, если еще этого не сделали. Помимо около 150-ти рок-групп шестидесятых, о которых я написал посты, вас ждет в будущем много чего интересного. С уважением