Фильм Old Guard ("Бессмертная Гвардия") (2020) : про эльфов в Средиземье (спойлеры!)

23 July

Всем доброго здоровья и времени суток! Cюжет данного кино от Netflix незамысловат, линеен, к чему идет дело становится ясно очень быстро. Но не всем, поэтому предупреждаю про раскрытие сюжета. Раскрывать сюжет фильма по одноименному комиксу писателя Greg Rucka (пусть рисовал комикс не он, но Грег - сценарист фильма) буду в рамках терминологии Арды Дж.Р. Р. Толкина. Все ведь в курсе, кто и что это? Картинки будут из комикса, а не из фильма - по причинам копирайта, увы.

Пишу не о достоинствах/недостатках собственно "экшн-триллера", а про моральный посыл (ну смешно, какой еще там "посыл" у нетфликс? у нетфликс может и нет, а у Грега очень даже - он ведь фанат Дугласа Адамса), который мне показался необычным для кино подобного рода. Да, всё это мы уже видели в разных вариациях и с разных сторон, но столь явную отсылку к очередной итерации проблемы платоновского "Кольца Гига" в сопоставлении божественной вседозволенности и человеческой слабости не могу обойти вниманием. Русские корни воительницы и ее уважение к русским (см.фамилию автора комикса),о которых ни слова в фильме, а напротив, сделан акцент, как она презирает русских, я также обойду вниманием.

Итак. В Средиземье осталось несколько ...эльфов, в т.ч. Энди, она же очень древняя и могущественная Андромаха Скифская (в смысле, из Скифии, как Ведьмак из Ривии). Богиня. 80 левел, более 60 веков. В комиксе у нее длинные волосы и ноги, в фильме волосы покороче. Сам комикс здесь, на com-x.life.

6732 года, а ничего так
6732 года, а ничего так

С ней еще несколько таких же, как она, но чуть менее древних и могущественных.Эльфами (по Толкину, внешне) этих более и менее древних персонажей можно считать совершенно оправдано, все как положено: вечно молоды и (чуть менее чем обычно) бессмертны. Регенерация вывернута на максимум, убить их можно, но весьма сложно, пулевое ранение в голову с дыркой во лбу их мало беспокоит, равно как и падение со 100500го этажа: полежат, оживут, и погнали дальше.

Дыра во лбу не помеха.
Дыра во лбу не помеха.

На горцев-ламбертов не похожи, т.к. друг друга не крошат и головы себе подобным по дефолту не рубят, а наоборот, ценят своих и любят (во всех смыслах), значит, только эльфы.

Бессмертные любят друг друга. Во всех смыслах.
Бессмертные любят друг друга. Во всех смыслах.

В этом еще одно, третье и основное сходство персонажей данного кинофильма с эльфами Толкина: они исключительно за добро. Эти эльфы, из фильма, активисты-альтруисты, убивают нехороших людей просто так, не ради денег и славы - но ради счастья хороших людей. Счёт выставим потом, сначала убьем плохих парней ради освобождения детей, говорят они в лице Андромахи. Показательно, что режиссер со сценаристом (и автор комикса, по которому поставили кинофильм) уверены, что ради человеческого счастья нужно кого-то убить. Возможно, их земной опыт подтверждает это. Как и наш с вами бытовой опыт. Или нет?

Итак,
Шарлиз Терон Андромаха согласна убивать плохих ради хороших. Ну то есть она, как и положено американской скифской богине со знанием русского, точно знает, кто хороший, а кто плохой.

Более того, она вовсе не против принести в жертву и саму себя, если для дела - даже когда узнает, что фантастические возможности восстановления организма внезапно отключились и она стала обычной смертной с очень прокачанными навыками но без бесконечного здоровья, стамины и прочих суперспособностей. Внезапно (для персонажей, а не для зрителя) выясняется, что один из ее бессмертных коллег по борьбе со злом пошёл куда дальше: он решил принести в жертву не только себя, но и друзей-эльфов, чтобы могущественная медицинская Корпорация размотала их ДНК и нашла лекарство от всех болезней - для всех людей. Вот это было бы действительно благом для людей, думал этот эльф, когда заманивал и сдавал друзей (и себя вместе с ними) врачам для опытов - чтобы не убивать плохих людей, а вылечить хороших, и вообще всех. Ведь если не будет болезней, не будет конкуренции - зачем тогда убивать и вообще вредить друг другу, смысл? Конечно, настанет всеобщий Валинор на земле, все станут такими же здоровыми и счастливыми, вечномолодыми эльфами, будут друг друга любить (не только как двое геев-эльфов, их с Андромахой коллег, а в более широком смысле.)

Но тут оказывается, что коварные врачи и сам мистер Меррик, глава одноимённой Корпорации, хотят не всеобщего счастья, а только для себя.

Злодей-фармацевт злобен и богат
Злодей-фармацевт злобен и богат

Покопаться в кишках эльфов, выяснить механизмы регенерации и нестарения, а потом срубить на этом всеобщего бабла только для себя, любимого. А несчастных эльфов никуда из лаборатории не выпустят после исследований - чтобы конкуренты не пронюхали и не захотели так же.

Доктор Иван уже идет к вам
Доктор Иван уже идет к вам

Поэтому планы меняются. От злых врачей своих друзей спасает совсем молодая и неопытная в делах кровопускания и разматывания кишок чернокожая эльфийка, а дальше раненая, теперь уже смертная Андромаха начинает спасать всех подряд, да так, что трупы в ряд. Рука руку помыла, спасибо, до новых встреч.

Сценарист, полагаю, читал книги Толкина, про его эльфов. И другие читал, возможно - те, из которых Толкин тырил идеи. Проблема та же, по кр.мере. Но если Толкин не освещает ее вообще никак, словно и нет её, то в данном кино она выдвигается было на первый план, а потом - внезапно - задвигается обратно. И эльфы снова борются со злом, вместо того, чтобы распространять добро.

Проблема эта очень проста. Если "эльфы"живут очень долго и счастливо, а люди очень мало и невесело, при этом эльфы обладают эмпатией - ну таким сочувствием к короткоживущим-"кжи" (с) И.А.Е., которые не успевают понять в чем дело, а уже и в ящик пора - тотакие эльфы должны были бы хотеть что-то сделать для людей. Не натравливать их, как у Толкина, на Мелькора-Саурона-орков, не использовать остров с избранными людьми как аварийную защиту против других, обычных людей, не требовать, чтобы они убивали драконов или несли им чудо-камни, нет. Сделать что-то для людей - и не для отдельных избранных эдайн, а для вообще всех. Сделать бесплатно, просто из любви к ним. И это "что-то" называется - нет, не бессмертие, но дар жизни, дар свободы. Чтобы люди не умирали от болезней, а могли распоряжаться своей жизнью сами, как им хочется.

В фильме у "эльфа" просыпается совесть, он вспоминает, как умирала его жена от рака, и хочет сделать так, чтобы не было такого рядом. Как можно быть счастливым, даже в закрытом от посторонних и смертных королевстве, если где-то на этой же планете мучаются и страдают такие же как ты? Или ты вспоминаешь это, или ты чудовище. Только чудовище может спокойно наблюдать на муки и страдания себе подобных десятки тысяч лет и ничего (вообще ничего) не предпринимать. Персонажи фильма, как пытается заставить поверить зрителя режиссер - не такие.

Ты пытал моего любимого Леголаса! Гимли в ярости
Ты пытал моего любимого Леголаса! Гимли в ярости

Но сценарист фильма трусит: нет, проблема не будет решена. Люди недостойны жизни и свободы от смерти. Только бессмертные эльфы, подобные богам, которых такими сделал Бог, в которого персонажи данного кинофильма не верят, достойны, и только до тех пор, пока сами внезапно по непонятной причине не станут смертными. То есть фатализм налицо. Сценарий фильма не предполагает каких-то глубинных размышлений: это нетфликс, боевичок. Который, однако, был оценен мной за попытку гуманизма в наш жестокий, циничный век кино про бездушных супергероев. "Энди" - авторское уменьшительное от "Андромаха" - отсылка к "энди", андроидам Фила Дика.

Жаль, что электроблеяние было слабым, словно его и не было совсем.
Жаль, что электроблеяние было слабым, словно его и не было совсем.

Орков в фильме нет, уже хорошо. Герои честно убивают людей, а не подвижных манекенов, не пытаются прикрыться обычным для толкиноподобных авторов "Ты неодушевлённое зло! Я тебя сейчас убивать буду!" и т.д..

Вторая часть комикса уже написана и нарисована.

Ждем продолжение фильма
Ждем продолжение фильма