Мы (2019. Джордан Пил)

20 February

Давно я не писал отзывы. Даже на фильмы. И есть ощущение, что слегка разучился это делать. Не обессудьте, пишу, как в первый раз.

Фильм "Мы" мне одновременно и понравился, и не понравился. Куда как лучше зашёл другой фильм Джордана Пила — "Прочь". Там почти всё было прекрасно: и сюжет, и актёрская игра, и мистическая атмосфера, плавно перетекающая в атмосферу хоррора и трэша. И в то же время фильм "Прочь" поднимал ряд проблем современного американского общества, таких как дискриминация, повальная коррупция, культурное расслоение и других. Фильм "Мы" вроде бы тоже поднимает кое-какие проблемы, и даже задаёт некоторые вопросы, но делает это как-то неумело, будто создатели трудились спустя рукава.

Долгое время основа сюжета напоминала мне книжку Р.Л. Стайна "Игра в невидимку". Там и там речь идёт о замене оригинальных людей злобными двойниками (это было клише ещё в "Похитителях тел"), вот только у Стайна механизм замены полностью мистичен и работает магическим образом, т.е. мы не знаем и не пытаемся понять, как работает странное зеркало, тогда как фильм "Мы" пытается нам что-то объяснять. Объяснение это очень странное.

Где-то под землёй находится целый комплекс городов, в которых живут двойники людей. И каждый двойник связан с человеком и дублирует его действия, оставаясь по сути безвольной куклой. И уже тут возникают вопросы.

Во-первых, фильм прямо говорит, что выведение двойников было экспериментом, причём мистической частью этого эксперимента является именно Связь, и только она. Тогда — как экспериментаторы умудрились построить тайно ото всех гигантский комплекс городов, в котором проживали миллионы Связанных? Как обеспечивали всех этих связанных едой? Как обеспечивали изменение архитектуры подземных городов вслед за изменением городов наземных?

Во-вторых, как работает Связь? Нет, я не про научное обоснование, а про то, как она проявляет себя во вселенной фильма. Это мистическая фигня, но она должна как-то логично себя вести. Почему дублёр повторяет движения оригинала, а не наоборот? И почему тогда Ред, попавшая на поверхность, стала управлять своим оригиналом? Почему, когда она ударила оригинал, она сама не отключилась? Связь не заставляет дубликаты выполнять действия с совершенной точностью, они, как плохие копии, совершают миллионы лишних движений, что должно давать ощутимую погрешность в том числе и в перемещении по плоскости, не говоря уже о движении в трёх измерениях, но каким тогда образом все эти тысячи и миллионы дубликатов сходятся в правильных точках и совершают правильные действия, повторяя за оригиналами всё, вплоть до зачатия детей?

В-третьих, если Связанные всё-таки могут проявлять свободу воли, почему оригинальная девочка не сбежала из подземелья раньше, ведь она мало того, что была оригиналом, так ещё и могла проявлять свободу воли, на чём и строится собственно сюжет? Связанные сумели разорвать Связь, но решили подождать хренову тучу лет? Или же всё-таки они могли разрывать Связь периодически? А что происходило с теми, кто разрывал Связь, отходил далеко от оригинала и сталкивался с восстановлением Связи? Он в стену упирался, или что?

В общем, фильм не предоставляет нам достаточно информации, которая бы заставила поверить в его вселенную, и при этом даёт слишком много информации, чтобы мы заметили сотню другую ляпов в логике этой вселенной.

Из-за этой невнятности логики вселенной рушится и посыл фильма. Очевидно он задумывался таким: мир разделён на два слоя, один из которых угнетён и вынужден полностью подчиняться второму слою. Но потом дублёры берут жизни в свои руки и "отрезают" себя от оригиналов (и освобождаются, да ещё заявляют о себе).

Этот посыл мог бы работать, если бы Связь не была такой абсолютной, как нам пытаются показать — вплоть до того, что Связанные дублируют даже маршруты оригиналов. Если бы Связь работала как в фильме "Инцидент", где объяснялось, что человек, попавший во временную петлю, является дубликатом, и что пока он жив и активен, его оригинал так же живёт и здравствует, и получает от жизни только самое лучшее, — такая Связь могла бы послужить обоснованием выхода дубликатов на поверхность. Например, Рэд увидела, как хорошо снаружи, рассказала дубликатам, и они решили сбежать. Но тогда они бы не стали ждать 30 лет и ужастика бы не получилось. Джордану Пилу нужно было показать, что люди угнетены и сошли с ума, и что что-то их держит под землёй, вот он и сочинил такую невнятицу, которая то работает, то не работает.

Ещё этот посыл не работает потому что по сути дубликаты не меняют парадигму существования. Они просто убивают оригиналов, занимая их место. Даже главная героиня, оказавшись не настоящей Адель раскрывает иной посыл, нежели пытались навязать фильму: делай всё, что нужно, чтобы лично тебе было хорошо, а на других плевать. Меж дубликатами нет товарищества, каждый из них индивидуалист, и каждый пользуется окружающими, чтобы себе самому сделать приятно. Дубликаты — паразитичны по своей природе, и если это такая аллюзия на угнетённый класс, то это очень мерзкая, я бы сказал — мразотная аллюзия. Хотя, конечно, Джордан Пил о таких вещах даже не думал.

Итак, маленькая девочка Адель встречает своего дубликата Рэд, и Рэд, ведомая одним лишь эгоизмом (и откуда-то знающая, что на поверхности жизнь — мёд с сахаром), бьёт Адель по башке, затаскивает под землю и связывает. Теперь Рэд становится оригиналом (почему?), и когда Адель выбирается на поверхность, единственное, чего хочет Рэд — убить Адель, чтобы не мешала. Эгоизм. Адель, в свою очередь, руководствуется только личной обидой и желанием вновь жить на поверхности, и это эгоистичное желание заставляет её использовать других Связанных, чтобы вырваться из плена (хотя что её там держит, если Связанные могут отступать от действий оригиналов?) и отомстить Рэд. Это манифест индивидуализму и эксплуатации человека человеком, а не агитация за свободу, равенство и братство.

Всё, всё в фильме "Мы" представляет собой сумбурную мешанину из клише, невнятного символизма, непроработанных мыслей, претензий на философичность и прочее. Самой, наверное, символичной можно назвать сцену, где сначала белые угнетённые убивают белых угнетателей, а потом негры убивают белых. Таким образом торжествует "BLM", а не "ALM", что мы в последнее время и наблюдаем. Расизм в сторону белых не работает. Ну это я так, за уши притянул.

Похвалить фильм хочется за актёрскую игру, за работу оператора и самого Джордана Пила. В фильме чувствуется стиль. До тех пор, пока Адель не начала рассказывать о подземье, фильм ещё и неплохо цеплял мистичностью происходящего. Честное слово, мне бы больше понравилось, если бы Связанные были тенями людей, или их отражениями, или дубликатами в параллельном мире. Ну а даже если нет, то пусть бы эксперимент продолжался, экспериментаторы его не забросили, но продублировали они не половину соединённых штатов, а население города. Это куда как реалистичнее.

Может я, конечно, чего-то не понял, поправьте меня, если так, но в этот раз Джордана Пила подвела именно попытка раскрыть причины произошедшего. Он не смог их достаточно внятно даже для себя объяснить.

Скорее всего фильм "Мы" я посмотрю ещё не раз, так как смотреть, что ни говори, очень приятно. Уж не знаю, с чем это связанно: актёры такие харизматичные, или психологические моменты хорошо проработаны, или просто весело смотреть этот фильм, как трэш, — но пересматривать буду однозначно, несмотря на то, что у меня столько придирок к логике. Чего и вам желаю. Отключайте мозг, и можете наслаждаться. А потом включайте и думайте, как можно было бы исправить ошибки этого фильма, ведь на самом деле современной культуре очень не хватает "Похитителей тел" наоборот.

Мы (2019. Джордан Пил)