«Мастер и Маргарита». Смысл романа и образы главных героев.

19 March
16k full reads
5,5 min.
22k story viewsUnique page visitors
16k read the story to the endThat's 74% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Роман «Мастер и Маргарита», работать над которым Михаил Булгаков продолжал до конца своей жизни, до сих содержит множество так и не раскрытых загадок. Всё новые и новые энтузиасты пытаются разгадать их. В чем же главные секреты романа и на какие вопросы, связанные с текстом романа и непростой историей его написания и издания, до сих пор ищут ответы?

Фото из сети
Фото из сети

1. История создания

У мистического романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом.

Булгаков давал несколько названий произведению – от «Чёрного мага» и «Жонглёра с копытом» до «Гастроли (Воланда)», «Великого канцлера» и «Сатаны».

Все эти названия Булгаков придумывал к версиям романа, в которых еще не фигурировали

главные персонажи конечной версии – Мастер и Маргарита. Волей судьбы эта версия была уничтожена руками автора.

Вторая версия романа дала жизнь уже упомянутым героям и подарила Воланду преданных помощников. А в третьей редакции имена этих персонажей вышли на первый план, а именно в название романа.

Иллюстрация к книге
Иллюстрация к книге

Создавая великое произведение Булгаков постоянно менял сюжетные линии, он вносил корректировки и менял судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и, видимо, бесконечная благодарность супруге стала поводом для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.

2. Жанр, направление

Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

Булгаков Михаил Афанасьевич
Булгаков Михаил Афанасьевич

Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.

3. Образ Воланда

Воланд в романе получился своеобразным, не похожим на образ дьявола в других произведениях множества авторов.

Михаил Булгаков, начав писать роман, стал собирать материал о князе тьмы, для чего даже завел специальную тетрадку, на обложке которой было скромно написано «О дьяволе», куда и заносил всякие интересные факты и подробности, многие из которых использовал при написании «Мастера и Маргариты».

Олег Басилашвили в роли Воланда
Олег Басилашвили в роли Воланда

Если читать роман, не слишком задумываясь, то складывается впечатление, что Воланд является положительным персонажем, который стал покровителем для творчества и любви, героем, который старается бороться с пороками, присущими людям.

Но на самом деле Воланд является Искусителем и при внимательном прочтении становится заметной его многоликость.

Иллюстрация к книге
Иллюстрация к книге

В действительности Воланд представляет собой Сатану, переосмысленного Христа, нового Мессию, таким героем, которым описывал его Булгаков в своих первых неопубликованных рукописях.

4. Образ Маргариты

Анна Ковальчук в роли Маргариты
Анна Ковальчук в роли Маргариты

По всей видимости, этот образ собирательный – Маргарита напоминает, как последнюю жену Булгакова (Елену Сергеевну), которая помогла ему трудиться над «Мастером и Маргаритой», так и известных исторических персонажей.

Маргарита и Мастер
Маргарита и Мастер

В том числе французскую Маргариту, королеву Марго, одну из жен короля Генриха IV, которая была покровительницей людей искусства, музыкантов, поэтов, писателей. Есть мнение, что и черты актрисы Марии Андреевой, гражданской жены Горького, в это образе просматриваются.

5. Образ Мастера

Александр Галибин(Мастер )
Александр Галибин(Мастер )

Биография Мастера в романе отчасти совпадает с биографией самого писателя – так, травля Мастера схоже с тем, что пришлось испытать Булгакову во время множества ругательных газетных статей, появившихся после публикации его повести «Роковые яйца».

Но в биографии Мастера есть фрагменты, которые скорее напоминают эпизоды из жизни Николая Гоголя и других исторических личностей, а также – явно придуманные Булгаковым.

6. Свита Сатаны

Воланд, Бегемот  и Азазелло
Воланд, Бегемот и Азазелло

Яркими героями с неоднозначным прошлым в «Мастере и Маргарите» стали Бегемот, Азазелло и Каровьев-Фагот. Писатель представил их как инструменты правосудия, используемые дьяволом.

Александр Филиппенко (Азазелло)
Александр Филиппенко (Азазелло)

Азазелло - демона-убийцы и демона безводной пустыни писатель взял из Ветхого Завета. Таким именем в этих книгах называли падшего ангела, научившего людей создавать украшения и оружие. А еще он научил женщин раскрашивать свое лицо, что по библейским книгам причисляется к блудливому искусству и потому именно этот герой Булгакова толкнул Маргариту на темный путь, дав ей крем. Азазелло – это абсолютное зло.

Кот - бегемот
Кот - бегемот

Кот - бегемот - Каждому читателю романа на всю жизнь запоминается Бегемот. Это кот-оборотень, который для Воланда является любимым шутом. Прототипом этого персонажа стал мифологический зверь, описанный в Ветхом Завете, дьявол обжорства из мистических легенд.

Александр Абдулов (Коровьев)
Александр Абдулов (Коровьев)

Коровьев-Фагот - единственный человек в дьявольской свите Воланда. Исследователи точно не могут установить, кто является прототипом этого булгаковского персонажа, но предполагают, что корни его восходят к богу Вицлипуцли. Предположение это выстраивается на основании разговора Бездомного и Берлиоза, в котором упоминается имя этого ацтекского бога войны, которому приносил жертвы. Если верить легендам про Фауста, то Вицлипуцли является непростым духом ада, а первым помощником сатаны.

7. Смысл произведения

«Мастер и Маргарита». Смысл романа и образы главных героев.

Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно.

В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту.

Сергей Безруков в роли Иешуа Га-Ноцри
Сергей Безруков в роли Иешуа Га-Ноцри

Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому.

Понтий Пилат
Понтий Пилат

Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола.

Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам.

Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита

Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.

«Мастер и Маргарита». Смысл романа и образы главных героев.

Спасибо за внимание! ❤️

Мой ИНСТАГРАМ