Кардинал Курт Кох рассказал о необходимости «обмена дарами» между католиками и православными

16 October

Кардинал Курт Кох, возглавляющий Папский совет по содействию христианскому единству, с 6 по 9 октября посетил Австрию по приглашению Фонда «Про Ориенте» (Pro Oriente), созданного в 1964 году для развития экуменических контактов католиков с православными и монофизитами.

По случаю 35-летия зальцбургского отделения «Pro Oriente» Курт Кох выступил с лекцией «Экуменический обмен дарами между Востоком и Западом: вызовы, трудности, перспективы». Кардинал рассказал об истории экуменических контактов Римо-католической церкви с Православной Церковью, а также выразил мнение, что их развитию может помочь «обмен дарами», который понимается им как взаимная адаптация принципов церковного управления: соответственно папства (первенства) и соборности (синодальности).

Кардинал Курт Кох - глава Папского совета по содействию христианскому единству.
Кардинал Курт Кох - глава Папского совета по содействию христианскому единству.

По мнению Коха, отражая традицию Православных Церквей, Католическая церковь должна будет признать, что она ещё не достигла той степени синодальности (соборности) в своей жизни и в своих структурах, которая «богословски возможна и необходима».

Курт Кох отметил, что «православно-католический диалог в настоящее время омрачён глубоко укоренившимися трениями между Русским Православным Патриархатом Москвы и Вселенским Патриархатом Константинополя по вопросу об автокефалии Православной церкви в Украине» – ведь Русская Православная Церковь из-за конфликта с Фанаром приостановила своё участие в работе смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу. Логично предположить, что католики заинтересованы в разрешении конфликта Москвы и Фанара, поскольку это усилит экуменические перспективы.

Относительно собственно смешанной комиссии Кох заявил, что «невозможно предвидеть», когда её участники «достигнут надежного и устойчивого соглашения по больному вопросу, который до сих пор препятствовал принятию церковного братства, а именно по вопросу о первенстве епископа Рима».

Решение «больного вопроса» Курт Кох видит в том, чтобы католики восприняли православную синодальность (соборность), а православные – католический принцип первенства (папского примата). «Сила Православных Церквей заключается в их синодальности», - считает кардинал Кох. При этом «в зеркале традиции Православных Церквей Католическая церковь действительно должна будет признать, что она ещё не достигла той степени синодальности в своей жизни и в своих церковных структурах, которая была бы богословски возможной и необходимой, и что подлинная связь первосвятительско-иерархического принципа с синодальным общинным принципом могла бы стать существенным подспорьем для дальнейшего экуменического диалога с Православием. Укрепление синодальности представляет собой важный экуменический вклад Католической церкви в возможное признание первенства». При этом «развитие заслуживающего доверия богословского синтеза первенства и синодальности могло бы стать следующим этапом на пути к единству».

Кардинал Курт Кох отмечает, что «такой экуменический обмен дарами между Востоком и Западом может оказаться плодотворным в решении даже более фундаментальных богословских вопросов». Видимо, имеются в виду догматические вопросы, такие как ересь Филиокве и др. Действительно: логично, что в «объединённой» «православно-католической» «синодальной» церкви должен быть «старший брат» из Рима, который своим авторитетным решением «научит» всех, что Филиокве не ересь, и если, например, кому-то не нравится – пусть молится без Филиокве, не называя это ересью.

Вполне понятно, что кардинал Курт Кох предполагает такую власть «старшего брата», которую Рим будет иметь над православными: «От Православных Церквей также можно ожидать понимания того, что такое служение единства должно быть чем-то большим, чем просто почётным первенством, но также включать правовые элементы. Православие с готовностью согласится с тем, что Папа «первый среди равных»».

Курт Кох также призвал христиан Запада «заново открыть для себя это космическое измерение веры и богословской мысли и позволить себе обогатиться православным богословием», что позволит отойти от характерного для Запада антропоцентризма. По его словам, «взаимная готовность учиться необходима для того, чтобы католики и православные могли продвигаться по пути восстановления единой и неделимой Церкви на Востоке и Западе, что должно найти своё значение в возобновлении евхаристического общения».

Интересно, что кардинал Кох по сути первостепенным считает вопрос власти (а не вопрос Истины), то есть административного устройства Церкви на земле: вопросы догматические, по его логике, могут быть решены тогда, когда будут решены вопросы административные. В этом – неисправимая особенность римо-католицизма, в котором первенство папы Римского возведено в догмат, тем самым дерзко попирая единственно реальное первенство Господа нашего Иисуса Христа.

Возвращаясь к метафоре «обмена дарами», следует отметить, что Православная Церковь может смиренно воздержаться от принятия даров из Рима и при этом предложить любому римо-католику (включая кардинала Коха) самое главное – дар Истины, правых догматов, подлинной аскетики и, наконец, спасения (которое вне Православной Церкви невозможно).

Если бы православное свидетельство в отношении католиков было сосредоточено на этом, а не на бесплодном для Церкви и притом чреватом соблазнами обсуждении «первенства и синодальности», - то, возможно, сегодня уже многие тысячи римо-католиков (а не единицы, как сейчас) обрели бы путь в Православие.

Пока же, к сожалению, мы видим в основном другое: фактически официальный запрет на проповедь Православия католикам, постепенное движение смешанной комиссии к признанию примата папы (при чисто «косметических» реверансах католиков в сторону «синодальности»), заявления о «стратегическом альянсе» с еретиками-папистами, совместные молитвы, тезисы про общее «свидетельство» о вере и традиционных ценностях, целенаправленное заражение части молодого духовенства филокатолическим духом через студенческий обмен и «летние институты».

Впрочем, как и всё неподлинное, в надлежащее время Господь разрушит имеющиеся преграды. И, даст Бог, многие из наших потерянных братьев и сестёр из Римо-католической церкви соединятся с единой, святой, соборной и апостольской Церковью Православной, чтобы «единым сердцем и едиными усты», без всякого Филиокве и папизма, славить и воспевать Триединого Бога.

Автор – Евгений Иванов.

При подготовке публикации использованы материалы новостного сайта Ватикана (vaticannews.va), Папского совета по содействию христианскому единству (christianunity.va) и других открытых источников.