В конце 1930-х годов моряки на манёврах Балтийского флота замечали как вдали, на горизонте с большой скоростью проносились какие-то катера. На глаз их скорость была не менее 50 узлов. Очевидцам не верили. Ни один из известных кораблей и катеров того времени такой скорости развить не мог…
Идея бесколесного вездехода на воздушной подушке принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. В двадцать седьмом году вышла его книжка «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Идеи гениального К.Э. Циолковского в этом направлении были развиты Владимиром Левковым, начавшим работать по этой теме еще будучи студентом Донского политехнического института (ДНИ) в Новочеркасске. В середине 1920-х годов В.И. Левков предложил создать в ДПИ авиационное отделение с аэродинамической лабораторией. 27 декабря 1929 года Левков В.И. был утвержден профессором кафедры прикладной аэродинамики.
Результаты первых практических испытаний легли в основу конструкции нового катера «Л-5» (1936 год). Он имел дюралюминиевый корпус катамаранного типа и развил на испытаниях скорость в 130 километров в час. Л-5 двигался не только над водной поверхностью, но и над сушей. Кроме кабины водителей имелось помещение для десантников и торпеды.
Испытания катера проводились уже на Копанском озере и на Финском заливе в районе деревни Пейпия Кингисеппского района Ленинградской области.
Секретный «Л-5»: блестящий, удлинённый дюралюминиевый корпус с необычными высокими самолётными килями, на катере стояли два авиационных мотора М-45 по 85 лошадиных сил. Двигатели располагались в носовой и кормовой части. Катер мог «парить» на месте, разворачиваться и двигаться в любом направлении. Сначала катер испытали на то, как он держится над землёй, потом испытания перенесли на воду. Для моряков было необычно, что их одевают в лётную форму, которая защищала от вибрации и рёва могучих авиационных двигателей. На мерной линии катер показал фантастическую скорость — 130 километров в час.
После того, как команда набралась опыта в управлении катером по схеме СВП, испытания перевели на акваторию Финского залива. В основном катера испытывались в Копорской губе. Катер успешно преодолевал волнение в 3 балла, хотя испытания на дальность перехода выявили, что двигатели в таком режиме долго работать не могут. Они перегревались вследствие недостатка мощности. После продолжительных испытаний выяснилось, что кроме перегрева двигателей конструкция обладает ещё одним существенным недостатком. При перекладке воздушных рулей на большой угол она стремилась опрокинуться.
Испытания катера продолжились и осенью. Они показали, что он может проходить и над сплошным льдом и отдельными льдинами. Первым командиром «Л-5» был И.Ф. Кудин, командиром электромеханической боевой части В.С. Камаев. В испытаниях часто принимал участие сам конструктор В.И. Левков, дивизионный штурман Т.И. Савенков и минёр И.Ф. Кудин.
В октябре 1939 г. под обозначением TKЛ-1 (торпедный катер Левкова — первый) он вступил в состав Балтийского флота, став первым в мире боевым кораблем на воздушной подушке.
О других событиях этого дня см.: 1 октября - этот день в отечественной морской истории