Найти в Дзене

Бунин: "Никого в подлунной нет, только я да Бог"

22 октября исполняется 150 лет со дня рождения И.А. Бунина

К. Паустовский так отозвался о лирике Бунина в 1961 г : "Бунин - первоклассный поэт... Его стихи до сих пор не оценены".

Современник Серебряного века, сам он был приверженцем реалистических традиций в литературе. Когда модны были упаднические настроения и пессимизм, он призывал к другому — восхищаться красотой и ценить быстротечность жизни. «Как можно скучать! Жизнь так интересна...» Ненасытимое желание познавать мир тянуло его в дальние странствия по морю пароходом, в горы и степи. Он объедет практически весь мир (только в Константинополе был 13 раз).

И.А. Бунин. Из открытых источников
И.А. Бунин. Из открытых источников

О любви к жизни говорят и его стихотворения. Многие представляют Бунина-прозаика, но совсем не знают его как изумительно тонкого лирика.

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

***

Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой.

***

Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие,
Любил стальную, серую Оку,
Когда она, теряясь лентой длинной
В дали лугов, широкой и пустынной,
Мне навевала русскую тоску…
Но дни идут, наскучило ненастье –
И сердце жаждет блеска дня и счастья.

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» своеобразная «песнь песней» Бунина. Книга писалась в Париже в годы оккупации, когда семья Бунина жила в холоде и голоде. Своим лучшим рассказом из «Темных аллей» он считал «Чистый понедельник» и благодарил Бога за дар написать его. Любовь с расставанием, тайна женской души, атмосфера Серебряного века — и рядом Марфо-Мариинская обитель — всё переплетено здесь, ароматно и загадочно.

Нобелевская премия в 1933 году была присуждена "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». В первую очередь оценена "Жизнь Арсеньева".

И. Бунин - Нобелевский лауреат. Из открытых источников
И. Бунин - Нобелевский лауреат. Из открытых источников

А ещё интересен Бунин-критик. Лучшие его статьи-воспоминания о Толстом и Чехове, с которым близко дружил в последние ялтинские года. Записи бесед, редкие биографические свидетельства, отрывки из писем рисуют нам не глянцевый облик классика, а любящего шутку, глубокого и человечного писателя.

Но интересны и суждения о поэтах Серебряного века, которых в основном на дух не переносил!

О знаменитой поэме Блока:

«Двенадцать» есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным. И все это прежде всего чертовски скучно бесконечной болтливостью и однообразием все одного и того же разнообразия, надоедает несметными ай, ай, эх, эх, ах, ах, ой, ой, тратата, трахтахтах… Блок задумал воспроизвести народный язык, народныя чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное…»

«Увлекшись Катькой, Блок совсем забыл свой первоначальный замысел «пальнуть в Святую Русь» и «пальнул» в Катьку, так что история с ней, с Ванькой, с лихачами оказалась главным содержанием «Двенадцати». Блок опомнился только под конец своей «поэмы» и, чтобы поправиться, понес что попало: тут опять «державный шаг» и какой-то голодный пес – опять пес! – и патологическое кощунство: какой то сладкий Иисусик, пляшущій (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц...»

О Есенине:

«Чем тут, казалось бы, восхищаться? Этой лирикой мошенника, который свое хулиганство уже давно сделал выгодной профессией, своим вечным бахвальством, как и многими прочими своими качествами?

О Маяковском:

«Кончая свои писательские воспоминания, думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь...»

Независимый ум, острый язык и сердце настоящего лирика он сохранил до конца своих дней. Твёрдо отказался ехать в СССР, отдавая себе отчёт, что это уже не горячо любимая Россия (уж ему-то, автору «Окаянных дней», всё было ясно с большевиками).

Одно из последних его стихотворений-шедевров:

Ночь

Ледяная ночь, мистраль,
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только Он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.

________________________________________________________________________

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Ставьте лайк, если статья понравилась) И не забудьте подписаться на канал!

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
"Вера, познакомься, это Галя. Мы будем жить вместе", - сказал Бунин жене
Веру он любил как удобное кресло или борщ. Она не будила в Бунине ярких восторженных чувств. А Галя… Ей было двадцать шесть, и она смотрела на писателя, словно на божество. Пробегал электрический ток, когда она бывала рядом. Так что в начале 1927 года Бунин привез ее на виллу в Грассе и буднично произнес: «Вера, познакомься, это Галя. Мы будем жить вместе». Верой звали жену писателя… …В начале 1920 года греческий пароход увозил Бунина и его жену из Одессы в Константинополь. «Я испил до дна эту чашу невыразимых страданий», - мрачно говорил писатель, говоря о своем пребывании в новой России...
Мне сладостно, что мы врозь! Неистовый роман Мандельштама и Цветаевой
Как трудно было любить ее — неуловимую, дикую, яркую. Она ускользала из рук — но не из мыслей. Какой мучительный роман! Осип Мандельштам и Марина Цветаева — схлестнулись два поэтических таланта. Столкнулись два города. Ее Москва — его Петербург. Нежданные встречи — и внезапные бегства. Непредсказуемые, неуправляемые отношения. Похожие на… войну? Да, на войну — между мужчиной и женщиной. Кто кому сделает больнее. Петроград, январь 1916-го. Литературный салон Михаила Кузмина - эстета с загадочными византийскими глазами, встречавшего гостей в шелковом кимоно...
Пастернак: 6 строк, которые взрывают интернет.
Знакомо ли вам чувство, когда строчки из стихотворения, написанного почти век назад, будто вырваны из вашего собственного дневника? С Борисом Пастернаком так происходит постоянно. Его стихи – не пыльные музейные экспонаты, а живая материя чувств. И те самые строки, которые вы перечислили – "Никого не будет в доме...", "Я тоже любил...", "Дыханье...", "Любить иных – тяжелый крест...", "Он (Я люблю, как дышу)...", "Не плачь, не морщь опухших губ..." – сегодня звучат удивительно современно. Почему? Давайте разберемся...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты