ГОРЯЧАЯ ИЛИ ЮВЕЛИРНАЯ ЭМАЛЬ. РАЗБИРАЕМСЯ С ТЕХНИКАМИ.

31 August 2020
652 full reads
1,5 min.
894 story viewsUnique page visitors
652 read the story to the endThat's 73% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Опубликовано: 31.08.2020

Ювелирные украшения с эмалью известны с древнейших времен. Еще египтяне и вавилоняне любили украшать ювелирные изделия горячей эмалью. В чем секрет этой ювелирной техники? Разгадка достаточно проста - яркие цвета, которые можно получить на изделии, дешевле чем использовать драгоценные камни, но зачастую ярче эффект.

 Персия 532 - 330г. до н. э.
Персия 532 - 330г. до н. э.
Персия 532 - 330г. до н. э.
Пектораль и ожерелье принцессы Сит-Хатхор-Юнет 1887–1878 гг. до н.э
Пектораль и ожерелье принцессы Сит-Хатхор-Юнет 1887–1878 гг. до н.э
Пектораль и ожерелье принцессы Сит-Хатхор-Юнет 1887–1878 гг. до н.э

Так что  же такое ювелирная эмаль?

Твердые эмали представляют собой легкоплавкое стекло в которое введены различные минеральные добавки для придания цвета и прозрачности. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов. Плавление происходит при температуре 650 - 800 °С. Твердость эмали  - 3,5 - 5,5 по Моосу.

Какие эмали бывают?

Горячие эмали делятся на три типа: прозрачные, непрозрачные и опалевидные. Прозрачные и непрозрачные равнозначны в использовании и как правило, применяются в различных техниках нанесения. Немного особняком стоят опалевидные эмали. Техника изготовления оп. эмалей достаточно сложная, они более капризные, но на готовом изделии смотрятся очень выигрышнее.

Кто изготавливает эмали?

Как правило, изготовлением эмалей занимаются большие предприятия/заводы. Самые известные - Дулево (Россия), Milton Bridge (Англия), Schauer (Австрия), émail de Limoges (Франция), Art Clay (Япония). А также эмали варят и частные мастера, которые специализируются на интересных и редких расцветках.

Виды ювелирных техник с эмалью

История оставила нам много различных предметов с ювелирной эмалью - кулоны, подвески, браслеты серьги и кольца. Каждый мастер или ювелирная фирма, которая изготавливает изделия с эмалью имеет свою любимую технику. О них сейчас и поговорим.

Перегородчатая эмаль

 Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта
Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта
Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта

Одна из самых часто используемых техник изготовления ювелирных изделий с эмалью. На изделие/металл напаиваются узкие ленточки/перегородки из металла в виде узора или орнамента. Между этими перегородки и укладывается горячая эмаль.  Предварительно эмаль растирают в мелкий порошок, просеивают, разводят дистиллированной водой до состояния кашицы. После нанесения тщательно просушивают и делают обжиг.

Выемчатая эмаль

 Кисти для помазания.
Кисти для помазания.
Кисти для помазания.

Разновидность перегородчатой эмали. Только выемки делаются непосредственно в металле, путем выемки фона штихелем. После первого обжига, эмаль шлифуется заподлицо и проводится последняя огневая полировка. Конечный результат получается очень красивый.

Финифть

Образ Спаса Нерукотворного в технике финифти.
Образ Спаса Нерукотворного в технике финифти.
Образ Спаса Нерукотворного в технике финифти.

Многослойная роспись цветной эмалью с обжигом каждого последующего слоя. Очень трудоемкая техника. С этой технике работают мастера Ростова Великого.

Эмаль-гильоше

Бонбоньерка фирма К.Фаберже.
Бонбоньерка фирма К.Фаберже.
Бонбоньерка фирма К.Фаберже.

Эта техника нам знакома по работам великого Карла Фаберже. На металлический фон наносят специальным инструментом (штихелем) полоски зеркала. Полоски наносят в строгой последовательности, их еще называют тангирные сетки. Сверху этот рисунок покрывают прозрачной эмалью и обжигают. Очень сложная и трудоемкая техника. На данный момент почти утеряна. Эффект гильоше раскрывается только при правильном угле заточки штихеля, чистоты металла и правильной толщине слоя горячей эмали.

Витражная эмаль

Витражная эмаль, чарка
Витражная эмаль, чарка
Витражная эмаль, чарка

Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стеклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнездах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло. Трудоемкая техника.

Холодная эмаль

В современной ювелирке широкое распространение получила холодная эмаль. Это разновидность эпоксидных и полиэфирных смол с колерами. Распространение холодная эмаль получила у ювелиров получила по одной простой причине - простота нанесения и некритичность к эксплуатации. В этой статье мы не будем касаться техник холодной эмали.