Усадьба, затерянная в автосервисах. Дача Строгановых.

Комплекс усадьбы формировался в 1760-е гг. Усадебный дом сохранил черты архитектуры, характерные для становления нового стиля - перехода от барокко к классицизму - скругленные углы.

Автор проекта не установлен, возможно участие архитекторов Ж.-Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена.

Сохранившиеся фрагменты дачи Строганова: трехэтажный усадебный дом и два павильона, оформлявшие въезд на территорию усадьбы.

Сам дом находится по адресу Старо-Петергофский проспект дом 20.

Ближайшая станция метро "Нарвская".

Загородный дом графа А. С. Строганова на Петергофской дороге. Офорт П. Штелина. 1768
Загородный дом графа А. С. Строганова на Петергофской дороге. Офорт П. Штелина. 1768

М. И. Пыляев. "Забытое прошлое окрестностей Петербурга", 1889:

"В екатерининское время по левой стороне дороги у самых триумфальных ворот, стояла великолепная усадьба графа Строганова, с роскошнейшим английским садом, вековые дубы от которого еще уцелели посейчас в некоторых домах по Петергофскому проспекту, начиная с №20 до здания сухопутной таможни."

Усадьба на карте.
Усадьба на карте.

Усадьба неоднократно меняла хозяев. В 1765-1780 гг. дачей владел сам А.С. Строганов. Затем - князь В.В. Долгоруков. С 1784 г. - Г.А. Потемкин.

В начале XIX в. владельцем становится купец Линдель, затем владелец шляпной фабрики Циммерман.

Общий вид со стороны Старо-Петергофского проспекта.
Общий вид со стороны Старо-Петергофского проспекта.

В 1859 г. братья  Циммерманы сдали в аренду часть территории усадьбы вдоль Обводного канала немецким купцам Гейзе и Дисену. На этом участке возникло производство галош и резиновых изделий "Треугольник".

Чуточку ближе.
Чуточку ближе.

Сам же дом и участок за ним перешел в собственность Конради, где была построена кондитерская фабрика. Во дворе находились производственные здания фабрики В. М. Конради.

Усадьба, затерянная в автосервисах. Дача Строгановых.

Позднее бывшие здания усадьбы и кондитерской фабрики были переданы заводу "Красный треугольник".

Под номepом 20 находится проходная Шинного завода, входящего в объединение «Красный треугольник».

Вся территория была огорожена высоким, резным деревянным забором. Северной, южной, восточной и западной сторон были построены павильоны в стиле петровского барокко. Ближе к южному павильону находился трехэтажный дво­рец, украшенный лепными деталями и двумя риза­литами, по углам карнизов стояли скульптуры.

Как известно, в 1770-х годах, границы Петербурга стремительно разрастались, в связи с чем городская застава была перенесена от Фонтанки у Калинкина моста к границам усадьбы Строганова. В 1769 году по проекту А.В. Квасова началось строительство начального участка рва от реки Екатерингофки в сторону Лиговского канала. Первоначально проток называли «канал, ограничивающий город», затем канал получил название «Обводный канал».

На месте пересечения рва и Петергофской дороги в 1784 году построили городские ворота. В 1860 году было организовано товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». При создании производственного комплекса большая часть сада Строганова была уничтожена. В советское время сохранившееся здание усадьбы вошло в состав завода «Красный треугольник».

Этот сад  был описан весьма подробно в статье Мартьянова, зам. директора Ленинградского государственного архива литературы и искусства в «Блокноте агитатора»:  «На территории усадьбы располагался сад с искусственными пру­дами и оранжереями, дача имела вид вытянутого прямоугольника. Вдоль многочисленных песчаных дорожек тянулись цветочные клумбы различной геометриче­ской планировки.

Комплекс включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.