6069 subscribers

Мученик Уар НЕ вымаливает некрещеных!

3,4k full reads
5,4k story viewUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 64% of the total page views
3 minutes — average reading time

Завтра, 1 ноября по новому стилю, память мученика Уара. С 1990-х готов стали особенно широко распространятся ложные идеи о том, что будто бы этот мученик вымаливает из ада души некрещёных и вообще неправославных. Распространились также и соответствующие молитвы мученику Уару, а недавно стало известно о том, что в день его памяти в некоторых храмах служат панихиды, на которые берут записки с именами некрещеных или крещеных, но отпавших от Православия людей, при этом заявляя, что будто бы "это единственный раз в году, когда таких людей разрешается поминать на панихиде".

Но это ложь. Никакого такого разрешения нет. Сам данный культ и лежащие в его основе идеи - неправославные, противоречащие Священному Преданию Церкви. На самом деле они уже были опровергнуты многими пастырями, и осуждены со стороны Священноначалия.

Откуда же это все взялось? Давайте разберемся.

Данный вопрос подробно рассмотрел протоиерей Константин Буфеев в своей статье «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных». В ней отец Константин пишет: «В последних изданиях богослужебных Миней под 19 октября приведены две службы мученику Уару — уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно... Вторая же служба — о которой Типикон вовсе не упоминает — начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения».

Мученик Уар (икона)
Мученик Уар (икона)

Следует определённо сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещёные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не даёт никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве».

Эта неуставная служба не известна в других Поместных Церквах и не принадлежит к общецерковному литургическому преданию.

О недопустимости порождаемых данным текстом идей вполне определённо говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Аналогичную озабоченность выражали многие пастыри. Например, игумен Сергий (Рыбко) говорил: «Относительно мученика Уара можно сказать следующее: «учение» о том, что он вымаливает некрещёных и они спасаются — это самая настоящая ересь!»

Откуда же взялась эта неуставная служба в некоторых изданиях миней? По сообщению архимандрита Рафаила (Карелина), эта служба была включена в минею митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1970-х годах. Отец Рафаил предположил, что митрополит был и составителем самой службы. Об этом говорил и игумен Сергий (Рыбко).

Однако недавно вышло исследование редактора издательства Московской Патриархии иерея Иоана Нефёдова. Допуская, что митрополит Никодим мог участвовать в правке службы, отец Иоанн сообщает, что он никак не мог быть её автором.

Как оказалось, данная служба была создана в среде старообрядцев-беспоповцев. Именно у некоторых раскольников старообрядцев в новейшее время сформировалось почитание мученика Уара как якобы заступника за некрещёных. Сама служба по времени создания поздняя — она впервые встречается в рукописном сборнике XVIII-XIX веков, хранящемся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге (БАН, 21.10.6).

При этом «до XIX в. никаких специальных «функциональных» канонов [мученику Уару], а тем более бденных служб, ни в Канонниках, ни в Псалтирях с восследованием не обретается. Да и в печатных старообрядческих изданиях, наиболее известных и доступных, нет этого канона».

По сообщению о. Иоанна, в результате открывшейся информации и возникшей в церковном обществе дискуссии было принято решение убрать данную службу из текста миней, издающихся начиная с 2018 года.

Так что ошибка, благодаря которой возникло ложное почитание и неправославная практика, уже устранена. Однако сама практика, увы, по-прежнему остается. Кто-то из священников, возможно, это делает по невежеству, а кто-то ради прибыли, но, как бы то ни было, приходится напомнить, что все "панихиды о некрещеных", которые служатся 1 ноября в связи с мучеником Уаром, как осуществляемые в нарушение церковного порядка и противоречащие православному учению, не имеют никакой силы для помощи душам тех усопших, чьи имена на них поминаются. Гораздо лучше и действеннее будет если Вы прочитаете сами дома молитву преподобного Льва Оптинского, поскольку она, в отличие от упомянутого неканонического и неправославного культа, благословлена Оптинскими старцами и является частью Священного Предания Церкви.

А что касается панихиды, как и других церковных заупокойных служб, то на них поминаются только православные христиане. О том, почему - подробно рассказано в данном видео: