4827 subscribers

Мученик Уар НЕ вымаливает некрещеных!

3,4k full reads
5,3k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 64% of the total page views
3 minutes — average reading time

Завтра, 1 ноября по новому стилю, память мученика Уара. С 1990-х готов стали особенно широко распространятся ложные идеи о том, что будто бы этот мученик вымаливает из ада души некрещёных и вообще неправославных. Распространились также и соответствующие молитвы мученику Уару, а недавно стало известно о том, что в день его памяти в некоторых храмах служат панихиды, на которые берут записки с именами некрещеных или крещеных, но отпавших от Православия людей, при этом заявляя, что будто бы "это единственный раз в году, когда таких людей разрешается поминать на панихиде".

Но это ложь. Никакого такого разрешения нет. Сам данный культ и лежащие в его основе идеи - неправославные, противоречащие Священному Преданию Церкви. На самом деле они уже были опровергнуты многими пастырями, и осуждены со стороны Священноначалия.

Откуда же это все взялось? Давайте разберемся.

Данный вопрос подробно рассмотрел протоиерей Константин Буфеев в своей статье «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных». В ней отец Константин пишет: «В последних изданиях богослужебных Миней под 19 октября приведены две службы мученику Уару — уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно... Вторая же служба — о которой Типикон вовсе не упоминает — начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения».

Мученик Уар (икона)
Мученик Уар (икона)
Мученик Уар (икона)

Следует определённо сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещёные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не даёт никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве».

Эта неуставная служба не известна в других Поместных Церквах и не принадлежит к общецерковному литургическому преданию.

О недопустимости порождаемых данным текстом идей вполне определённо говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «У людей малоцерковных создаётся впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Аналогичную озабоченность выражали многие пастыри. Например, игумен Сергий (Рыбко) говорил: «Относительно мученика Уара можно сказать следующее: «учение» о том, что он вымаливает некрещёных и они спасаются — это самая настоящая ересь!»

Откуда же взялась эта неуставная служба в некоторых изданиях миней? По сообщению архимандрита Рафаила (Карелина), эта служба была включена в минею митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1970-х годах. Отец Рафаил предположил, что митрополит был и составителем самой службы. Об этом говорил и игумен Сергий (Рыбко).

Однако недавно вышло исследование редактора издательства Московской Патриархии иерея Иоана Нефёдова. Допуская, что митрополит Никодим мог участвовать в правке службы, отец Иоанн сообщает, что он никак не мог быть её автором.

Как оказалось, данная служба была создана в среде старообрядцев-беспоповцев. Именно у некоторых раскольников старообрядцев в новейшее время сформировалось почитание мученика Уара как якобы заступника за некрещёных. Сама служба по времени создания поздняя — она впервые встречается в рукописном сборнике XVIII-XIX веков, хранящемся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге (БАН, 21.10.6).

При этом «до XIX в. никаких специальных «функциональных» канонов [мученику Уару], а тем более бденных служб, ни в Канонниках, ни в Псалтирях с восследованием не обретается. Да и в печатных старообрядческих изданиях, наиболее известных и доступных, нет этого канона».

По сообщению о. Иоанна, в результате открывшейся информации и возникшей в церковном обществе дискуссии было принято решение убрать данную службу из текста миней, издающихся начиная с 2018 года.

Так что ошибка, благодаря которой возникло ложное почитание и неправославная практика, уже устранена. Однако сама практика, увы, по-прежнему остается. Кто-то из священников, возможно, это делает по невежеству, а кто-то ради прибыли, но, как бы то ни было, приходится напомнить, что все "панихиды о некрещеных", которые служатся 1 ноября в связи с мучеником Уаром, как осуществляемые в нарушение церковного порядка и противоречащие православному учению, не имеют никакой силы для помощи душам тех усопших, чьи имена на них поминаются. Гораздо лучше и действеннее будет если Вы прочитаете сами дома молитву преподобного Льва Оптинского, поскольку она, в отличие от упомянутого неканонического и неправославного культа, благословлена Оптинскими старцами и является частью Священного Предания Церкви.

А что касается панихиды, как и других церковных заупокойных служб, то на них поминаются только православные христиане. О том, почему - подробно рассказано в данном видео: