6809 subscribers

Откуда берутся плохие мысли и как с этим справиться?

177 full reads

Хотел бы поговорить об одном искушении, которое беспокоит многих. Этот вид искушения святые отцы называют хульными помыслами. Христиане знают, что, бесы то есть злые духи, могут внушать людям мысли, или, как говорится в аскетической литературе, помыслы. Цель всего этого – конечно же, навредить христианину, если получится, вовлечь его в тот или иной грех.

Фрагмент иконы "Лествица".
Фрагмент иконы "Лествица".

Иногда такие помыслы могут быть коварными, могут маскироваться под какие-то благочестивые, и так все может быть хитро составлено, что даже опытный христианин не распознает поначалу, что это бесовский помысел.

Но когда мы говорим о хульных помыслах, то речь идет о другом явлении – о тех помыслах, которые явно греховные, явно скверные, мерзкие, какая-то немыслимая хула на Бога, на святыни, какие-то нечистые, скверные образы, иногда даже матерщина.

Как говорит святитель Димитрий Ростовский: «Мысли, смущающие нас, бывают троякие: мысли нечистые, мысли неверия и мысли хульные».

Задача такой атаки со стороны бесов состоит в том, чтобы смутить христианина, отвлечь его от молитвы. Поэтому часто это искушение наступает именно во время молитвы, о чем преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Когда мы становимся на молитву, эти нечистые помыслы восстают, но по окончании молитвы тотчас уходят от нас. Безбожные мысли не только хулят все божественное, но вещают нам некоторые срамнейшие и неподобные словеса, чтобы мы или молитву оставили, или же отчаялись».

Помню, как одна женщина рассказывала мне, как она только начала ходить в храм. Она и раньше ходила как захожанка, а тут решила начать церковную жизнь, стала регулярно ходить. И вот заходит она на службу, и вдруг у нее в голове какие-то немыслимые матерные слова появляются. Она, конечно, шокирована: как так? Я в жизни никогда этих слов даже не произносила, откуда они у меня взялись в голове, и почему в этот момент – в храме, во время службы?

То есть, человек смущается, начинает думать: «может быть, со мной что-то не то?», или: «что же я за человек такой, если даже в таком святом месте, в такой святой момент, я, оказывается, такие мысли имею!» Человек впадает смущение, в скорбь, и в этом состоит цель данного искушения. Посредством всего этого человек отвлекается от молитвы.

Бывает, человек догадывается, что это мысли не от него, что это мысли бесовские, но начинает неправильно с ними бороться, начинает спорить с ними, или пытается с помощью фантазии отвлекать себя от этих мерзких вещей чем-то другим. Но все это тоже на руку бесам, и все это тоже исполнение цели того самого искушения, потому что разговоры с помыслами, споры с ними, какое-то фантазирование, когда пытаются скверные образом перебить в своем уме какими-то другими образами – всё это отвлекает человека от молитвы.

Можно также привести слова преподобного Паисия Святогорца. Одна монахиня сказала ему, что хульные помыслы в миру ее так не беспокоили, а в монастыре стали беспокоить. И спрашивает: это из-за того, что я что-то не то делаю?

Преподобный Паисий Святогорец
Преподобный Паисий Святогорец

А старец отвечает: «Пускай себе приходят и уходят. Разве самолеты, пролетающие над монастырем и нарушающие безмолвие, спрашивают у тебя на это позволения? Так же обстоит дело и с этими помыслами. Не отчаивайся. Эти помыслы внушает тебе диавол. раз ты не принимаешь их, то и ответственности не несёшь. Оставь псов – пусть себе лают. И не бросай в них много камней. Ведь пока ты будешь кидать в них камни, они будут продолжать лаять».

Кидать камни – это как раз значит начинать спорить с этими помыслами, опровергать их как-то.

Описание как самого этого искушения, так и борьбы против него мы находим у многих святых отцов. Особенно здесь хотел бы выделить сочинение святителя Димитрия Ростовского. Он говорит: «Необходимо уразуметь, что в злых мыслях нет никакого греха, когда воля и разум человеческий им не соизволяют, особенно же когда ненавидят и не хотят их. Но когда разум и воля человеческие добровольно услаждаются ими и, благоволя им, удерживают их в сердце своем, тогда те же мысли являются смертным грехом».

Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Димитрий Ростовский

Следовательно, плохие мысли, которые к нам приходят сами по себе – это еще не грех, если они оказались у нас в голове. Если мы с ними соглашаемся, то тогда да, грех. Если же мы этого отнюдь не хотим и не принимаем их, то это не грех и даже исповедоваться в этом не нужно.

Некоторые, бывает, приходят на исповедь и говорят о дурных помыслах. Не нужно в этом каяться. Если ты принимал дурные помыслы – тогда да, кайся в том, что ты принимал дурные помыслы. Но то что помыслы дурные просто заходили тебе в голову – в этом каяться не нужно.

Это как, допустим, вы идёте по улице, и кто-то рядом с вами прошел и выругался. Нехорошо, неприятно, конечно, но это не ваш грех, вам не нужно за это каяться. Точно так же и злые помыслы – это бесы подбросили их в вашу душу, вы отвергли эти помыслы, вашего греха здесь вообще нет.

И лекарство от этого искушения: во-первых, понимать и напоминать себе: это не мои мысли. Во-вторых, относиться к этому с презрением, как говорили святые. И в-третьих, отсекать их короткой молитвой.

Можно «Господи помилуй!», можно Иисусовой молитвой, есть и специальные молитвы для тех, кто находится в таком искушении. Некоторые приводит святитель Димитрий Ростовский, их несколько, они небольшие. Есть молитва, которую приводит святитель Феофан Затворник:

«Ду́шу мою́ открыва́ю пред Тобо́ю, Го́споди! Ви́дишь, что я не хочу́ таки́х мы́слей и не благоволю́ к ним. Все всева́ет враг. Отгони́ его́ от меня».

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Это молитва святителя Феофана. Приведу слова святителя Димитрия Ростовского: «У многих появляются неверные и хульные мысли о Боге, о Пречистой Богородице или Божиих святых. О таковых злых помышлениях, приходящих к нам без воли нашей, нужно не беспокоиться, считать их за ничто и презирать их, как будто их совсем не было, и не возбуждаться ими до скорби. Ибо то самое и утешит врага нашего, дьявола, когда он увидит нас скорбящими об этом, смущающимися и сомневающимися, и тогда он наведет на нас еще больше мыслей, смущающих нашу совесть. Но когда он увидит, что мы презираем хульные мысли, не радеем о них, когда увидит, что мы не скорбим и не печалимся, тогда посрамленный дьявол убежит от нас, а мы пребудем в покое и без смущения. Главное – нужно только не соизволять».

Здесь еще нужно сказать, что некоторые люди, которые находятся в этом искушении, говорят: а как понять: я соизволил или не соизволил, если я начинаю много думать об этом, то мне кажется, что, может быть, я и соизволил? Но такое копание – это так же потакание искушению, отвлечение от молитвы в рассуждении об этих негодных помыслах. Святитель Димитрий разбирает и этот момент: «Некоторые думают, что, помышляя подобное, они и соизволили, и о том болезнуют. Это одно малодушие. Ведь уже то явно показывает безгрешие и несоизволение, что они болезнуют и печалятся, ненавидя наносимые дьяволом злые мысли. Но он нисколько не преуспеет, если мы пренебрежем им и отринем от себя смущение, нисколько не печалясь о его наветах».

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что за терпение хульных помыслов, то есть когда человек, находящийся, в этом искушении, их не только не принимает, но и нисколько не смущается ими, что за это он получает награду от Господа.

Преподобный Иоанн Лествичник
Преподобный Иоанн Лествичник

Иногда лукавые духи могут всеять в человека помыслы о немыслимых, чудовищных преступлениях, и человек тоже начинает смущаться: как такое могло прийти в голову? Значит, это там во мне сидит где-то, или еще что-то!.. Нет, это совершенно к самому человеку не относится, это не от него, это совне, а он смущается и загружается и печалится. На самом деле, если много над такими помыслами задумываться, то это может повредить человеку.

Так что искушение это не безобидное.

Приведу слова преподобного Иоанна Лествичника: «Дьявол часто и очень многих приводил в исступление ума. Там, где подобало смеяться над наносимым бесом хулением, они опечаливались и доставляли бесу радость тем, что вменяли себе в грех хульные мысли, которые на самом деле не только не являются грехом, но даже служат для несоизволяющих к умножению небесной награды за терпение. Итак, пусть никто не считает себя повинным в хульных помыслах, ибо Господь – Сердцеведец, и знает, что хульные слова в нашем уме принадлежат не нам, но врагам нашим. Итак, да не слушает их никто… Кто хочет избавиться от хульных мыслей, которые его угнетают, пусть твердо знает, что не душа его повинна в этих мыслях, но нечистый бес. И мы, уничтожая его и презирая наносимые им хульные мысли, скажем ему: "Отойди от Меня, сатана"; Господу Богу моему поклонюсь и Ему одному послужу» (см. Мф. 4, 10), тебе же – никогда, и пусть болезнь твоя обратится на главу твою, и на тебя сойдет хула твоя в нынешний и будущий век, аминь".

Кто думает бороться с хульными мыслями иначе, чем это изображено выше, тот подобен человеку, который хочет молнию схватить своими руками. Ибо как он может уловить их и бороться с ними, когда они мелькают в сердце подобно ветру, и лишь только он скажет слово, они уже бесследно исчезают? Бес обычно всячески старается нанести такие помыслы на простых и несведущих, которые больше всех смущаются и волнуются, не понимая, что нет никакого греха в этом».

Здесь, как мы видели, святой Иоанн объясняет, почему искушение хульными помыслами чаще случается с новоначальными. Потому что просто они ещё не знают тех азов, которые знают христиане, более-менее долго ведущие церковную жизнь.

Но, как я уже говорил, это может случиться не только с новоначальными, и если это случается не с новоначальными, то здесь стоит отметить, что святые отцы указывали, что причиной такого искушения у не новоначальных бывает гордость, а также осуждение других, но это тоже выражение гордости. Все это навлекает на человека искушение хульными помыслами.

А если же мы говорим про новоначальных, то это не связано никак с его гордостью. Бес его просто забрасывает всякой мысленной нечистотой, чтобы смутить и отвлечь от молитвы.

Если же кого-то это искушение борет долго и систематически, то тогда я советую обратить внимание на те особые молитвословия, которые составил святитель Димитрий Ростовский. Регулярно читать их, прося у Бога помощи, а также и работая над тем, чтобы убрать из своей души грех осуждения, который, как я уже упоминал, является очень плодотворной средой для возникновения искушения, которое мы обсуждали.

Господь да поможет вам и всем нам преодолеть и это, и другие искушения!