Советы мирянам о монастырях (как избежать ошибки)

7 October 2020
1,3k full reads
6,5 min.
2k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 66% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

К сожалению, время от времени доводится слышать о проблемах, с которыми столкнулся человек, посетивший тот или иной монастырь. Я говорю про серьезные проблемы, и хочется уберечь людей православных, особенно новоначальных от того, чтобы похожие проблемы случались бы с ними. Хочу поделиться некоторыми соображениями. Возможно, что они помогут избежать тех или иных проблем, когда человек посещает монастырь, или исповедуется в монастыре, или уже там живет, и задумывается о монашеском пути.

Фото автора (иерея Георгия Максимова)
Фото автора (иерея Георгия Максимова)

Пожалуй, начну с последнего, потому что иногда меня спрашивали люди, которые думают о монашестве, - стоит ли выбирать этот путь? И мне здесь вспоминаются слова святителя Николая Сербского из его замечательной книги «Миссионерские письма».

Там одна девушка ему пишет, что выбирает, по какому пути пойти: по пути жизни в миру – выходить замуж, рожать детей; или же по пути монашества. И вот она колеблется между тем и другим. Святитель Николай ей отвечает: если ты колеблешься, то знай точно, что тебе лучше выходить замуж, потому что монашество для тех, кто не колеблется. И далее он объясняет в письме, что монашество – это для человека, которого настолько переполняет любовь ко Христу, что ему тесно в этом мире, он не хочет свою жизнь разменивать ни на что временное, а хочет полностью и всецело посвятить себя Христу. Вот это горение влечет его к монашеству.

Если этого нет, если человек в себе этого не чувствует, то не нужно думать о монашестве. Иногда приходит человек средних лет и говорит: ну, найти жену не удалось, а годы идут, может, мне в монастырь идти? Нет. С такой мотивацией - нет. Монашество не про это, оно не отстойник для тех, у кого просто с личной жизнью не сложилось.

Увы, не все это понимают даже в монастырях, и бывают печальные примеры. Когда человек приезжает просто паломником или трудником в монастырь, и ему там некий иеромонах авторитетно говорит: ты должен стать монахом! Если здесь не останешься, не примешь монашество, то погибнешь, если вернёшься в мир – погибнешь; ты обязан, это послушание, это воля Божия, все, оставайся здесь, постригайся!

И человек, который только приехал в монастырь, который относится к этому как к месту жительства святых и на каждого он смотрит как на святого старца, вдруг слышит такое. И начинает думать: что делать? Бывает, такое говорят и людям, у которых есть жених или невеста, или даже уже жена, муж и дети. Бывают и такие страшные, недостойные вещи совершаются, когда находятся священнослужители, которые семейных людей понуждают постриг принимать, разводиться, оставлять детей, уходить в монастырь, или с детьми в монастырь приходить.

Здесь хочется напомнить решение Священного Синода нашей Церкви от 1998 года, в котором сказано:

«Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причина, отказу от воинского служения; …отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства».

Далее в том же тексте говорится, что духовники, которые таким образом поступают, фактически нарушают свободу, которую Бог дал человеку. Господь наш Иисус Христос так не поступал.

Если мы посмотрим, в Евангелии сколько много примеров можно увидеть описание исцелений, которые Господь совершал. И как вы помните, нередко бывает, что к Господу приводят, допустим, слепого, и Господь Иисус Христос спрашивает его: что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?

Фото автора (иерея Георгия Максимова)
Фото автора (иерея Георгия Максимова)

Казалось бы, это очевидно, он же слепой, надо его зрячим сделать. Но Господь не решает за него. Он спрашивает человека: что ты хочешь? Также апостолов Господь призывал последовать за Ним. Кроме двенадцати апостолов, Господь призывал и других людей, и не все следовали. Как тот богатый юноша, который услышал «раздай имение свое и следуй за Мной», и отошел, не последовал за Господом. И Господь не стал его заставлять.

Христос призывает, но никогда не заставляет, не ломает волю человека, не лишает его свободы, которую Сам же этому человеку дал. Господь так не поступает. А поступает так дьявол. Вот он-то как раз стремится человека поработить, заставить, вынудить, и зачастую используя страх.

Так что те «духовники», которые заставляют человека, у которого нет внутри расположения к монашеству, стать монахом или монахиней, да притом еще и с угрозами, они тем самым подражают насилию дьявола.

Если вдруг вы с толкнулись с чем-то из того, что упомянуто в приведенном выше решении Синода, то нужно бежать подальше от таких духовников. И об этом прямо говорится в том же самом решении Священного Синода: «Призываем верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть «вязать и решить». Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».

Кроме случаев принуждения к монашеству или жизни в монастыре – а такое тоже бывает, почему-то молодых девушек или женщин, даже и не молодых, понуждают в некоторых монастырях: вот приезжай, будешь жить здесь, даже с детьми, – чем бы это все не прикрывалось, как бы это все в какие слова ни облекалось, какими угрозами при этом бы не стращали, не нужно это слушать.

Женщина не должна жить в мужском монастыре, как и мужчина не должен жить в женском монастыре. Это как раз те самые постановления святых отцов, которые обязательны для всех монашествующих, которыми и должны руководствоваться духовники.

С болью приходится это признавать, но у нас монашество отнюдь не встало на ту высоту, которая предполагается его званием.

Хочется предупредить православных людей: когда вы приезжаете в какой-то монастырь в паломничество, если вы ожидаете там увидеть святых людей, то имейте в виду, что святых людей вы там встретите только лежащих в раках этого монастыря, в храмах. Вот те, чьи мощи почивают в раках в этих монастырях, они святые. Речь про канонизированных Церковью подвижников.

Фото автора (иерея Георгия Максимова)
Фото автора (иерея Георгия Максимова)

Не нужно при этом вдаваться в другую крайность. А то нас часто в крайности бросает: либо на всех смотреть как на святых, либо на всех смотреть как на последних грешников.

Я предлагаю смотреть на тех живых насельников или насельниц монастырей, просто как на старших братьев или старших сестер в вере. У нас есть хорошие христиане среди монашествующих, я сам знаю таких, и нередко получал пользу от общения с ними. И вы, скорее всего, если вы миряне, отправившись в монастырь и общаясь там с монашествующими, скорее всего увидите человека, который больше знает о духовной жизни, больше читал, больше слушал, больше прошел по этому пути, чем вы.

И весьма вероятно, что вы сможете узнать, услышать, или увидеть что-то полезное в том, что он говорит, как он говорит, как он действует. Но при всем этом он по-прежнему человек, у которого есть свои немощи. Это человек, который еще на пути, который еще борется, и об этом не нужно забывать, даже в случае самых лучших монашествующих, которых вы можете встретить.

К сожалению, можно встретить в монастырях не только искренних людей, не только хороших христиан. Можно встретить и людей поврежденных, людей злонамеренных. С печалью и болью приходится это говорить, но всякое бывает.

И если вдруг вы из общения с монашествующими увидите или услышите что-либо смущающее вашу христианскую совесть, просто бегите оттуда как можно скорее. Придите к своему духовнику, к священнику, которому регулярно исповедуетесь, и спросите его о таких вещах, которые вас смутили при посещении какого-то монастыря, или при жизни в каком-то монастыре в качестве трудника или трудницы.

Также хочется сказать еще об одном вопросе. Время от времени мне его задают: кого Вы можете посоветовать как старца, прозорливого, к кому поехать за вопросом? Скажу то, что у меня на сердце, исходя из всего, что я знаю:

В России сейчас старцев нет.

И если вам, когда вы слышите эти слова, вспоминаются какие-то известные имена, которые на слуху, люди, к которым ездят и сидят в очередях, и вы меня спросите: а как же вот эти или вот эти имена?

То я вам скажу еще раз: в России нет сейчас никаких прозорливых духоносных старцев. Ко всем тем, к кому ездят и высиживают в очередях, я лично никому из своих близких не посоветую ездить.

У нас были старцы еще в 90-е годы, но думаю, что по грехам нашим Господь отнял у нас старцев, нет у нас сейчас старцев. Я не сомневаюсь в том, что есть духовные люди, подвижники, обладающие дарами от Бога. Но я думаю, что такие люди не на слуху, не на виду, к ним не сидят в многочасовых очередях.

Мы все, современные христиане, немощны и больные, и епископы и священники, «от них первый есмь аз» – немощный и больной. И миряне, и монашество тоже у нас, к сожалению, немощное и больное.

Это вовсе не означает, что нужно из-за этого гнушаться монашествующими или осуждать - ни в коем случае. Все мы немощные и больные, и бежать к Господу не можем, и идти не можем, ну хоть как-то ползем и испрашиваем помощь Божию на этом пути, чтобы хотя бы ползти в сторону Царствия Небесного.

Я это все пишу просто для того, чтобы смотреть на вещи, не идеализируя их. Святости в Церкви нашей православной хватает, но святость от Бога, а не от людей. В том, что касается людей, здесь мы все в большей или в меньшей степени хромаем.

Но помимо людей просто немощных, которые являются искренними христианами, однако не совершенны в чем-либо, в монастырях можно встретить и еретиков, и прельщенных, можно встретить и явных злодеев, волков в овечьих шкурах. Всех их можно встретить не только в монастырях, разумеется. Но просто человек новоначальный меньше всего ожидает встретить их в монастыре.

Многие, слава Богу ездят, и никогда не встречаются с такими. Но бывает, увы, люди встречаются и страдают от встречи вот с такими людьми. Поэтому здесь совет простой: если вы чувствуете, совесть подсказывает, что здесь что-то не то в этом монастыре, что-то не то вам говорят, то это чувство не спешите давить мыслями: ну они же монахи, им лучше знать... А лучше посоветуйтесь об этом со священником, который вас знает, которому вы регулярно исповедуетесь, или же просто он авторитетный для вас священник.

Расскажите: я был или была в таком-то монастыре, и там мне сказали то-то, как к этому относиться? Может быть, ваше смущение беспочвенно, тогда так священник вам и скажет. Но если даже они и были беспочвенны, то такая осторожность не повредит, и грехом не является.

Думаю, что многие монашествующие со мной тоже в этом согласятся.