К выходным. Армянская церковь с непростою судьбой

31 October 2020
Текст и фото - Алексей Гриценко
Текст и фото - Алексей Гриценко
Текст и фото - Алексей Гриценко

Можно сказать, что в самом центре Северного жилого массива города Ростова-на-Дону, если пройти через парк «Дружбы» в сторону реки Темерник, по которой Петр I водил свои суда во время Азовского похода, высится старинное одинокое здание со светло-зеленым куполом и явно с богатой историей. Это – армянская церковь Сурб-Хач (Святого Креста).

Храм построен в конце XVIII века армянами-переселенцами из Крыма (к истории их переселения руку приложили Александр Васильевич Суворов Екатерина Великая). На Дону им были предоставлены земли, льготы, освобождение от воинской повинности, право беспошлиной торговли и т.д. Поэтому более 12 тысяч армян, ведущих свои корни из древней армянской столице Ани, в 1779 году охотно отправились из мусульманского в те времена Крыма в окрестности крепости Святого Дмитрия Ростовского, где тридцатью годами ранее был заложен город Ростов-на-Дону.

Как говорят историки, только 1/3 переселенцев смогла выдержать трудности далекого по тем временам переезда и благополучно добралась до места назначения. Параллельно с армянами на Дон перебрались греческие купцы, правда, они, в основном, свои поселения образовали между городами Таганрог и Мариуполь.

Подобная массовая миграция решала сразу несколько серьезных задач. Во-первых, в 1774 году, по итогам очередной русско-турецкой войны, Россия получила Приазовье и Кабарду, право иметь в Чёрном море свой собственный флот, а также документальный отказ Турции от протектората над Крымским ханством.

По преданию, Суворов получил от Императрицы указание присоединить Крым к России, но не стал это делать наскоком, а произвел тщательную разведку и выяснил, что военная мощь, как и вообще могущество Крымского хана, держатся на доходах от успешной деятельности армянских и греческих купцов.

Тогда и созрел план переселить Крымских армян и греков на свободные Донские Земли и лишить Крымского хана значительной части финансовых поступлений. Суворов (по другим источникам - Иосиф Аргутинский) и предложил Екатерине Великой этот план, который получил одобрение.

Во-вторых, подобным маневром решалась не менее значимая задача – помочь единоверцам-христианам в спасении их жизни от гибели во время неминуемых военных действий за присоединение Крыма к России.

В-третьих, Область Войска Донского в те времена была очень крупным территориальным образованием Российской Империи, но не относилась к числу самых густонаселенных и динамично развивающихся в социально-экономическом плане, хотя имела первостепенное стратегическое значение. И усилить ее как людьми, так и денежными потоками было очень полезно.

В окрестностях крепости Дмитрия Ростовского и молодого Ростова-на-Дону крымские армяне образовали множество поселений – Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы, Несвитай, Самбек, а самое крупное из них назвали Нахичевань-на-Дону (в честь древней Нахичевани, якобы, основанной библейским Ноем).

Как не крути, а ностальгия по родным местам в Крыму у переселенцев оставалась, чтобы уменьшить ее, и было принято решение о строительстве церкви и монастыря Сурб-Хач в память об одноименном святилище, оставленном на полуострове. Заложили церковь в 1783 году, строить начали тремя годами позднее, а завершили строительство в 1892 году. Многие историки считают ее самым древним каменным зданием на территории современного Ростова-на-Дону.

Проектировал Сурб-Хач архитектор Иван Старов, автор Таврического дворца и Троицкого Собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Были при церкви двухъярусная колокольня двухэтажный архиерейский дом, утраченные в XX веке. Также при храме в 1790 году была открыта первая на юге России типография, выпустившая за 6 лет своего существования более 20 книг.

Монастырь прекратил своё существование в 1920 году, хотя богослужения продолжались еще 11 лет, затем храм передали под зернохранилище. Только в 1968-1972 годах здесь были проведены необходимые реставрационные работы и открыт Ростовский музей русско-армянской дружбы (он переехал из здания храма в 2007 году), а с 2000 года Сурб-Хач снова стал действующей церковью.

На территории храма уютно и опрятно, множество цветов и деревьев, на огороженной территории зреет виноград, бьёт фонтанчик. Через прекрасные каменные ворота по каменной лестнице можно спуститься к руслу реки Темерник. Над всем этим местом царит невыразимая Благодать.

Текст и фото – Алексей Гриценко

Читать также - К выходным. Воскресенская церковь в Форосе

#Ростов_на_Дону, #церковь_Сурб_Хач, #Алексей_Гриценко, #путешествия, #наедине_с_культурой