TheGoodStranger
28 subscribers

Змеиная радуга и Смотритель кладбища - Лучшие фильмы ужасов - часть XXVIII

Доброго времени суток. Сегодня у нас фильм Уэса Крэйвена про шаманство Вуду на Гаити и размышления о любви и смерти от кладбищенского сторожа - и вся эта лирика в очередной части разбора списка лучших фильмов ужасов всех времён и народов по версии сайта "best-horror-movies.com".

46 место

"Змей и радуга"/"The Serpent and the Rainbow"(1987)

Рейтинг КП - 6,6; Кол-во оценок - 2 733;

Рейтинг IMDb - 6,5; Кол-во оценок - 24 344;

Режиссёр - Уэс Крэйвен.

Эта картина основана на реальных событиях, происшедших с ученым Уэйдом Дэйвисом. Деннис Алан, антрополог из Гарвардского Университета, отправляется на родину черной магии Вуду – остров Гаити, чтобы найти место изготовления странного порошка.
Местная легенда гласит, что порошок этот способен возвращать к жизни мертвецов. На острове Алану предстоит столкнуться со страшной наукой, история которой уходит в глубь веков, наукой, ниспровергающей все человеческие представления о жизни и смерти.

Фильм вроде как основан на реальных событиях, если верить описанию, однако роман этого Уэйда Дэвиса, на котором основан фильм, в своё время критиковали за всякие антинаучные штуки. Однако именно тут, в этой сфере, я ничего комментировать не стану, так как просто не разбираюсь в этой науке, что там теоретически возможно, а что невозможно никак. Скажу лишь, что в фильме так-то ничего такого экстраординарного, чего никак не могло бы быть в реальности, нету.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мистика здесь закручена вокруг какого-то то ли песка, то ли пыли, то ли специи оранжевого цвета, которая при вдохе вызывает паралич и как-то так делает, что даже врачи и патологоанатомы уверены, что вы уже всё, хотя вы просто парализованы, в результате чего вас хоронят заживо. Действие этой красной пыли ограничено, и через какое-то время вдохнувший его возвращает контроль тела и может попробовать выбраться из могилы. Опять таки, я не учёный, не разбираюсь, но предположить, что что-то этакое в мире может быть, я могу, это ж всё же не какая-нибудь там машина времени.

Ну а раз за все странности здесь отвечает только красный песочек с его чудо-снотворным, то, как вы можете понять, от жанра ужасов в фильме осталось только название, и то на бумаге. Да, у главного героя, которого тут играет относительно молодой(ну 34 года ещё вполне себе) Билл Пуллман, за фильм будет парочка галлюцинации и пару раз его схватят местные мордовороты, но на этом и всё. Галлюцинации - они очевидно что галлюцинации, даже не напрягает, что уж про "пугать", а вот сцены с мордоворотами могут чуть напрячь, если подумать, что где-то в мире невиновным людям до сих пор ломают ноги без особых причин. Ну короче как с фильмом "Живые твари" 2008 года, где сам фильм борода, но пугает просто за счёт поднятой темы - работорговли в современном мире.

То есть да, сцен, которые хотя бы потенциально могли бы быть напряжненькими, даже не напряжёнными, очень мало, так что фильм даже триллером назвать можно лишь с большой натяжкой, какие тут вам ужасы. По жанру это скорее детектив с налётом мистики и триллера. В строке жанра также есть слово "приключения", и что-то этакое экзотическое тут есть, но на экзотике всё и заканчивается. Однако не обольщайтесь всему этому интересному, как кому-то может показаться, описанию, потому что на деле кино крайне скучное, это какой-то около-квест с походом из точки А в точку Б, из Б в В, а из В к финалу в худшем смысле. Иногда фильмы с сюжетом, похожим на квест с перемещением из точки в точку, это интересно, это уместно. В "Змее и радуге" эта схема исполнена так себе, потому что событий в фильме не то нет, не то они просто скучные. С момента просмотра мной этой картины не прошло и недели, а я уже не помню из этого фильма ничего, кроме пары сцен. Сами понимаете, а если нет, то я скажу прямо, что это очень хреновый - даже не плохой - знак.

Может, дело в том, что фильм просто не на своём месте, что на фоне других фильмов в обозреваемом списке он смотрится как нечто инородное, или, вероятно, меня подсознательно бесит, что эта, в лучшем случае, средняя картина стоит в списке выше, чем целая плеяда фильмов, которые и к ужасам имеют больше отношения и при этом сами по себе лучше как фильмы, или же мне просто не нравятся фильмы про всякую мистику и шаманистику. В любом случае, если мне веры нет, то можете посмотреть, но я предупреждал, так что если фильм сенсационно окажется барахлом, то претензии не ко мне. А Крэйвен, хоть я и не сильно жалую его работы, конечно, может значительно лучше.

45 место

"О смерти, о любви"/"Dellamorte Dellamore"(1993)

Рейтинг КП - 7,1; Кол-во оценок - 3 039;

Рейтинг IMDb - 7,1; Кол-во оценок - 20 821;

Режиссёр - Микеле Соави.

Франческо Делламорте - смотритель кладбища маленького итальянского захолустного городка. Однако его работа немного отличается от обычной: по какой-то непонятной причине мертвецы на этом кладбище имеют дурную привычку, пролежав неделю в гробу, восставать из мертвых. И в число обязанностей Франческо входит отправлять их обратно в могилы, что он и делает, выстрелом разнося им головы.

Режиссёр Микеле Соави, являясь учеником другого, более известного, итальянского режиссёра фильмов ужасов Дарио Ардженто, снял за свою карьеру несколько полнометражных фильмов, однако "О смерти, о любви" с его-то тремя и двадцатью тысячами оценок на КП и IMDb соответственно является самым известным его фильмом. Оно и понятно, если о Ардженто некоторые знатоки ещё знают, в курсе, то фамилию Соави вряд ли кто-то слышал и обсуждал. Но насколько оно заслуженно или незаслуженно, если судить по фильму?

Конкретно к жанру ужасов кино имеет больше отношения, чем тот же "Змей и радуга" Крэйвена, но основная специальность картины Соави, так это назову, тоже упирается не в хоррор. Да даже уже по названию видно, что фильм больше про какую-то лирику, чем про то, что у него указано в строке жанра. Главный герой закадровым голосом размышляет о всяком о разном, время от времени занимаясь своими делами, выкапывая могилы и отстреливая непоседливых мертвецов. В один момент он влюбляется в случайно встретившуюся на очередных похоронах даму - ну и всё, как говорится, поплыл пацанчик. Он начинает о ней думать, искать с ней встречи, плачется и прочее.

Но мир на месте не стоит, и протагониста вечно отвлекают от его влюблённости повседневными делами и трагедиями, чужими, а иногда и свои накатывают. Насколько за этим интересно наблюдать? - Ну, относительно интересно. Конечно, я нормально отношусь к лирике в фильмах ужасов, но она чаще не работает, чем работает, и потому к ней я часто отношусь со скепсисом, и уж тем более когда ужасы оказываются арт-хаусом, а фильм Соави можно обозначить как арт-хаус, посмотрите только на концовку фильма.

Однако же здесь лирика более понятная простым смертным, мне в том числе, потому большую её часть я осознать смог, а благодаря грамотному балансу между этой лирикой и жанровыми атрибутами, которые здесь представляют собой оживших мертвецов, кино смотрится с интересом, особенно начиная со второй половины, когда уже понял что из себя представляют персонажи. Определённо это не тот фильм, который я буду рекомендовать бежать и как можно быстрее посмотреть, но если интересна такая поэтика, скрещённая с ужасами, то можете попробовать посмотреть.