Гарегин Второй вновь о монастыре Кавказской Албании Хашаванг.

336 full reads
633 story viewsUnique page visitors
336 read the story to the endThat's 53% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Сохранение духовной жизни Дадиванка и обеспечение безопасности приграничных монастырей стали возможными благодаря усилиям президента России Владимира Путина и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Об этом сказал сегодня Католикос всех армян Гарегин Второй, принимая армянских и российских участников круглого стола, посвященного 100-летию российско-турецкого договора 1921 года.

https://mediamax.am/ru/news/society/42378/

Какое отношение имеет монастырь Хашаванг к армянской церкви?!

До оккупации азербайджанских земель все христианские храмы на азербайджанской территории, которые являются достоянием азербайджанского народа, при ограниченных возможностях политического климата коммунистического режима, были всегда под протекцией азербайджанского государства, народа.

Напомним, 14 ноября 2020 года пресс-служба Кремля сообщала, что в телефонной беседе с Ильхамом Алиевым «Владимир Путин, в частности, обратил внимание, что в районах, которые в соответствии с трёхсторонним Заявлением возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри».

Обратите внимание ни слова о принадлежности христианских храмов армянской церкви.

«В этой связи он подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь. Президент Азербайджана проявил на этот счёт понимание и сказал, что именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона», - говорилось в сообщении Кремля.

Еще раз напомним краткую информацию об этой сокровищнице Албанской церкви. Здесь стоит освежить в памяти некоторых фальсификаторов и строителей теории обмана, что албанские племена сыграли важную роль в формировании азербайджанского народа.

Необдуманное решение российского правителя Николая Первого, указом которого Церковь Кавказской Албании была передана армянской церкви, позволило фальсификаторам истории армянского народа и армянской церкви присвоить историю Албанской церкви. Более того, были присвоены и архитектурные, литературные. научные памятники народа Кавказской Албании. Именно то, что составляет неотъемлемую часть истории азербайджанского народа.

Напомним читателям об этом архитектурном памятнике азербайджанского народа - христианской Кавказской Албании!

Историческая область Арцах-Хаченское княжество* богата множеством произведений древних средневековых зодчих Кавказской Албании ([1], с. 155, 156). Особенно интересна группа христианских храмов, являющих собой блестящие образцы албанской церковной архитектуры.

Наиболее древним из них был монастырский комплекс (Дидаванк) Хашаванк или Хотаванк, расположенный на гребне покрытой лесом горы по левому берегу реки Тертер (Тар'тар) в Кельбаджарском районе Азербайджанской ССР. Хашаванкский монастырь возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене.

Согласно преданиям первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I в. н. э.

На территории Арцах-Хаченской области проживали кавказские албанцы*, в состав которых входили также утии-удины, на языке которых слово «Хаш» имело двоякое значение — Луна и свет, сияние ([2], с. 220).

Распространенность в Кавказской Албании поклонения планетным богам отмечена еще Страбоном — албаны почитали богов Гелиоса, Зевса и Селену ([3], с. 503). Поэтому мы считаем, что место, где возник древний культовый комплекс, в связи с поклонением бесконечному свету — сиянию богу Митре и божеству Луны, являющемуся олицетворением одной из разновидностей беспредельного космического божественного огня — света, сияния, было названо на основе удинского слова «Хаш» Хашаванком. Это название с течением времени претерпевало незначительные изменения и именовалось Хошаванк, Хотаванк, Хатаванк и др.*

К сожалению, Хашаванкский монастырский комплекс плохо сохранился. Относительно в целости дошел до нас кафедральный собор, построенный албанским князем Ованесом Хаченским. Это интересное творение зодчих Кавказской Албании сильно отличается от произведений культовой архитектуры соседних народов. Собор решен асимметрично как в объемно-пространственном, так и в планировочном решениях. Кстати, он не имеет аналогий ни в одном из комплексов армянского средневековья ([4], с. 175).

По материалам книги Д. А. АХУНДОВ «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗЕРБАЙДЖАНА», АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Б а к у — 1986

1. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1963.

2. Гукасян В. Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, Элм, 1974.

3. Страбон. География. Л., «Наука», 1964

4. Улубабян Б. А. Хадаванк-Хатраванк. Научные сообщения Гос. Музея искусства народов Востока, вып. X. М., «Наука», 1978.

5. Линч X. Ф. Армения. Путевые очерки и этюды, т. I. Тифлис, 1910.

------------------------------------------------------------------------------------------

* Архац-Хачен-одна из областей Кавказской Албании,

* Большая часть албан, исповедовавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедовавшие христианство после присоединения их церквей в 1836 г. к русской церкви, путем объединения с армянской (присоединенной к русской церкви в 1828 г.), постепенно стали называться армянами ([5], с. 303).»

https://zen.yandex.ru/media/id/5f47313694c86652b080ee19/istoricheskii-likbez-dlia-armianskogo-politologa-5fabcec50faffe6f3b6574fa

Еще раз - не было никакой армянской церкви в ни I веке, ни позже, только в середине 15 века формируются структуры армянской церкви в районе Учкился (Трицеркви), где оставались три албанские церкви, и территория была продана азербайджанским правителем Джахан шахом армянским купцам. Позже построенный армянский монастырь назовут Эчмиадзином!

Гарегин Второй вновь о монастыре Кавказской Албании Хашаванг.

Новая функция от Яндекс Дзен.