13 407 subscribers

Исторический ликбез для армянского политолога!

32k full reads

Армянский политолог, руководитель аналитического центра «Восканапат» Грант Мелик-Шахназарян, сообщает Panorama, призывает весь армянский народ мировой армянский митинг, где решится судьба армянского народа.(https://haqqin.az/news/193617)

Не буду вмешиваться в дела армянского народа(это их проблема :где и зачем собираться ), но просто политологу хороши бы повысить вои знания в истории. А тем лить слезы по присвоенным архитектурным памятникам!!!

И так ликбез для политолога!

Историческая область Арцах-Хаченское княжество* богата множеством произведений древних средневековых зодчих Кавказской Албании ([1], с. 155, 156). Особенно интересна группа христианских храмов, являющих собой блестящие образцы албанской церковной архитектуры.

Наиболее древним из них был монастырский комплекс Хашаванк или Хотаванк, расположенный на гребне покрытой лесом горы по левому берегу реки Тертер (Тар'тар) в Кельбаджарском районе Азербайджанской ССР. Хашаванкский монастырь возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене.

Согласно преданиям первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I в. н. э.

На территории Арцах-Хаченской области проживали кавказские албанцы*, в состав которых входили также утии-удины, на языке которых слово «Хаш» имело двоякое значение — Луна и свет, сияние ([2], с. 220).

Распространенность в Кавказской Албании поклонения планетным богам отмечена еще Страбоном — албаны почитали богов Гелиоса, Зевса и Селену ([3], с. 503). Поэтому мы считаем, что место, где возник древний культовый комплекс, в связи с поклонением бесконечному свету — сиянию богу Митре и божеству Луны, являющемуся олицетворением одной из разновидностей беспредельного космического божественного огня — света, сияния, было названо на основе удинского слова «Хаш» Хашаванком. Это название с течением времени претерпевало незначительные изменения и именовалось Хошаванк, Хотаванк, Хатаванк и др.*

К сожалению, Хашаванкский монастырский комплекс плохо сохранился. Относительно в целости дошел до нас кафедральный собор, построенный албанским князем Ованесом Хаченским. Это интересное творение зодчих Кавказской Албании сильно отличается от произведений культовой архитектуры соседних народов. Собор решен асимметрично как в объемно-пространственном, так и в планировочном решениях. Кстати, он не имеет аналогий ни в одном из комплексов армянского средневековья ([4], с. 175).

По материалам книги Д. А. АХУНДОВ «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗЕРБАЙДЖАНА», АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Б а к у — 1986

1. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1963.

2. Гукасян В. Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, Элм, 1974.

3. Страбон. География. Л., «Наука», 1964

4. Улубабян Б. А. Хадаванк-Хатраванк. Научные сообщения Гос. Музея искусства народов Востока, вып. X. М., «Наука», 1978.

5. Линч X. Ф. Армения. Путевые очерки и этюды, т. I. Тифлис, 1910.

------------------------------------------------------------------------------------------

* Архац-Хачен-одна из областей Кавказской Албании,

* Большая часть албан, исповедовавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедовавшие христианство после присоединения их церквей в 1836 г. к русской церкви, путем объединения с армянской (присоединенной к русской церкви в 1828 г.), постепенно стали называться армянами ([5], с. 303).

Исторический ликбез для армянского политолога!