13 511 subscribers

Мовсес Хоренаци, или Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) - основоположник теории фальсификации армянской историографии!!!

2,7k full reads

«Уже в самом знакомстве западно-европейских ученых с Хоренским, история его подвергалась самой суровой и беспощадной критике, какая когда либо появлялась»
«…..что он жил не в V веке, как принято считать, а около IX и X века.»

« По его (французского ориенталиста 18 века Ла-Крозе) мнению, на это ( серьезные ошибки) указывали встречающиеся нередко ( !!! ) в его Истории анахронизмы: упоминание у Хоренского (II,6) о народе Булкар во II веке до Р.Х. , как известно, являющемся в истории впервые только в 6 веке нашей эры» и т.д.

«Но в своих отрицаниях Ла-Крозе зашел слишком далеко: он серьезно настаивал на том, что Хоренский , между прочими источниками, пользовался поддельной историей Иосифа Горионида, составленной в подражание Иосифу Флавию на еврейском языке, около 9 века по Р.Х., но самим автором относимой к времени Иосифа Флавия ( 1 век по Р.Х.)»

Т.е., ав тор жил в 5 веке, ссылка на произведение, написанное в 9 веке, которое было подделано под 1 век!!! Вот Вам великий историк, основатель армянской историографии!!!

«Эти же взгляды Ла-Крозе разделяет, как видно, и голландский ученый арменист Иоаким Шрёдер, автор известного труда « Thesaurus linguae Armeniacae” , напечатанного в Амстердаме в 1711 году»

Но надо отметить, что как-то один из английских ученых переводивших книгу Хоренского на латинский язык, высказал следующую мысль:
«вся вина армянского историка в том, что он слишком доверчиво относился к своим источникам, нередко передававшим басни, …. Он больше заблуждался, нежели обманывал.»

Вот Вам и заблуждение! Жил в 10 веке, позиционировал свои труды как, написанные в 5 веке, при этом в 5 веке писал, что стало известно в 6-9 веках.

Небольшой комментарий: на секунду (больше не возможно)допустим, что Хоренский заблуждался, не на те источники опирался – и что? Веками последующее армянское поколение историков, ссылаясь на своего Отца-истории, строили здание армянской истории на лживом фундаменте, даже , если без умысла. Но анализ всей истории армянской историографии показывает, что ложь умышленная, фальсификация исторических фактов всегда была главной составляющей армянской исторической науки.

Ну, что! Пойдем дальше!

«Вообще, защита латинских переводчиков Хоренского против нападков Ла-Крозе не отличалась ни особенною силой, ни убежденностью.»(Халатьянц!)

Далее: главным источником Хоренского был « сириец Мар-Абас Катины, придворного историка первого армянского Аршакида, Вагаршака, за два века до нашей эры. Хоренский приписывает этому сирийскому ученому Халдейскую книгу, найденную им с разрешением персидского Аршакида, Аршака второго, брата Вахаршака, в Нивейском архиве за полтора, примерно, столетия нашей эры( !? ).»

«Первое подозрение о Мар-Абасе было высказано, хотя и вскольз, французским ученым прошлого столетия (18 век) Фрере. По его мнению, Мар-Абас, писавший приблизительно за одно столетие до Р.Х., мог бы вероятным свидетелем событий, близких его времени, но все, что он повествует о древнейшей истории, очевидно, ни что иное, как беспорядочный набор исторических басен.
Фрере при этом удивляется невежеству Мар-Абаса, не знавшего, что в указанное им время города Ниневии более 500 лет уже не было ( Хоренский считает, что Мар Абас нашел Халдейскую книгу в архиве города, который уже более 500 лет не существовал!).»

Вот Вам великий историк и во Вам великий комбинатор!

Что получается: армянская вся историография базируется на Хоренском, а тот на наборе исторических басен???

Короче, «басня эта, льястая тщеславию восточных (я бы сказал : армянских- К.Р.)была с восторгом принята Хоренским и, по его примеру всеми армянскими учеными».

«Другой ученый Реман считал, что главный источник Хоренского носил «баснословный характе».

Немецкий историк Альфред Фон-Гутшмид « первый высказал серьезные сомнения в правдивости самого Хоренского и стал доказывать, что многое в своем сочинении армянский историк извратил намеренно».

И что надо делать? Как спасти репутацию Хоренского? Как спасти от развала всю армянскую архитектуру своей пресловутой истории?

Да, источники не надежные! Да, много обмана, подтасовки!

И вот! Оказывается Хоренский приводил источники для вида, а на самом деле он писал историю на основании народных песен и преданий, т.е. труд Хоренского носит народно-эпический характер. Вот шел Хоренский по земле в поисках армян сказочников, песенников, записывал истории, песни, сказки, а потом все объединил и труд получился.

Так кто же этот Хоренский: ученый-историк или просто пересказчик народных песен и эпосов в историческом ракурсе?

Вот Вам и наука, и история армянского народа!

С другой стороны: о каких армянских эпосах идет речь?

Вспомнил один средневековый эпос «Давид Сосунский». Один единственный! Особо надо отметить, что этот эпос был записан в 1873 году из уст крестьянина в селе Арнист. Представляете, что мог наговорить этот крестьянин. Да говорил ли он, вообще? В настоящее время существует более 50 вариантов этого эпоса, записанных из уст различных мест обитания армянских крестьян.
Представляете 50 вариантов! Одного эпоса! А вот Хоренский написал всю историю армянского народа на основании тогда , дескать, существующих эпосов.
Вот Вам и армянская историография.

Цитаты из книги Г.А.Халатьянца «Армянский эпос в истории Армении Моисея Хоренского» , Москва, 1896г.

P.S. Самое интересное то, что во времена Хоренаци понятия армянский народ, Армения, армяне не было. Пришедший неизвестно откуда этот народ назывался хайас. Поэтому и книга Хоренаци называлась "История хайас". Уже позже, армяне верные фальсификационной модели, издали эту книгу как "История армянского народа", а в России как "История Армении".

Вот такие "умельцы"!

Мовсес Хоренаци, или Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) - основоположник теории фальсификации армянской историографии!!!
Мовсес Хоренаци, или Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци) - основоположник теории фальсификации армянской историографии!!!