12 313 subscribers

В продолжении темы о Гандзасарском монастыре

275 full reads
444 story viewsUnique page visitors
275 read the story to the endThat's 62% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Справка.

И.А.Орбели

(Ио́сиф Абга́рович Орбе́ли — советский востоковед и общественный деятель, академик Академии наук СССР, академик Академии наук Армянской ССР и её первый президент, в 1934—1951 — директор Эрмитажа. Википедия

Родился: 20 марта 1887 г., Кутаиси, Грузия

Умер: 2 февраля 1961 г., Санкт-Петербург, Россия)

"Нефритовая кинжальная рукоять с армянской надписью" проливает свет на средневековую историю албанских правителей Карабаха. На обнаруженной и описанной ученым нефритовой рукояти, относящейся к XIII в., написаны четыре буквы, расшифрованные Орбели как "Хасан Джалал, властитель Хачена"

А о том, что Хачен не является армянским княжеством, можно узнать из другой статьи И.Орбели "Хасан Джалал, Князь Хаченский".

Согласно И.Орбели и другим исследователям, у князя Хасан Джалала Давла были братья Закария Наср Давла и Иванэ Атабег. Как видим, их имена и указание на род Атабеков Азербайджана ясно дает понять, что этот княжеский род не имеет отношения к армянам. Кстати отметим, что известный французский кавказовед XIX века Сен-Мартен тоже писал о том, что братья и окружение Хасан Джалала относились к роду Ильдегизидов - Атабеков Азербайджана.

В статье И.Орбели "Хасан Джалал, Князь Хаченский" отмечается, что Гандзасарский монастырь (строился в 1216-1238 гг.) был освещен в 1240 году в присутствии католикоса Албании Нерсеса (7). Обратите внимание на слово "Албании". Продолжим перечень примеров. Вернувшись из долгого и трудного пути к монгольскому правителю, у которого он искал опоры, Гасан Джалал преподнес в дар Албанскому патриархату в Гандзасаре Евангелие с дарственной записью. По словам И.Орбели, ныне оно хранится в Эчмиадзинской библиотеке. В этой записи Гасан Джалал сообщает о своей поездке в Монголию, к Сартаку сыну Батыя: "Я (hАсань Джалал Давла)...поехал к царю стрелков на Восток...Итак, я в лето 1261 (принес) сие святое Евангелие, разукрашенное в память боголюбивой госпожи (Мамкан) в наш светозарный святой престольный (монастырь) Албании, духовному отцу Нерсесу...".

Статья И.Орбели "Бытовые рельефы на хаченских крестных камнях XII и XIII вв." (9) содержит интересные сведения о том, как армяне в конце XIX века присваивали албанские храмы.

Ученый описывает фрагмент крестного камня в Большой крепостной церкви в старом Тифлисе, построенной в период мусульманского владычества. Фрагмент поразил И.Орбели тем, что на крестном камне была арабская надпись, где сказано, что Тифлис в древности назывался П'айтакаран (от слова пайтахт - столица - Р.Г.).

Там же И.Орбели отмечает, что в Тбилиси армяне фальсифицируют и удревняют чужие храмы, в частности, Церковь Умека. Он пишет, что в XIX веке надпись на церкви была "исправлена" с целью удревнить и арменизировать этот храм. Ученый подчеркивает, что церковь Умека основана в 1251 году (700 год по арм.летоисчесл.), а не в 631 году (80 год арм.лет-чсл) как ныне гласит надпись на ней. Первоначально, по словам И.Орбели, "здесь находилась Агванская Патриархия и Ахпатская епископская кафедры".

Орбели также особо отмечает, что сам ездил в Тбилиси, где нашел эту церковь Умека и убедился, что надпись на ней умышленно, в два прихода, уничтожена (снят камень с надписью). Сперва "подправлена" часть надписи в 1832 году, а полностью она уничтожена и изменена в 1881 году.

Таким образом, несмотря на общеизвестную проармянскую позицию академика, он в своих трудах не может скрыть недоумения по поводу неоднократных фактов арменизации культурно-исторических памятников народов Кавказа, принявшей систематический размах с середины XIX века. Однозначно ясно, что причиной такой поголовной и безнаказанной прихватизации чужого наследия со стороны армян, стал указ российского императора Николая I от 1836 года об упразднении Албанской Автокефальной Церкви и передаче ее имущества, книг, церквей в ведение Армянской церкви.

В условиях потери церковной самостоятельности и продолжавшегося массового заселения армянами Карабахского региона (территории бывшей Кавказской Албании), в этом регионе начался процесс григорианизации (арменизации) местного христианского населения (потомков кавказских албан), албаны Арцаха стали считаться армянами. Позднее этот факт был признан и армянскими учеными. В вышедшей в 1916 г. в Петрограде книге историка Б.Ишханяна отмечается, что "армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью являются аборигенами, потомками древних албанцев, а частью беженцами из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследований и гонений".

Отметим, что арменизация губительно сказалась и на судьбе древнего албанского княжеского рода Гасан Джалала, который стал называться Джалалянами. Кстати, католикос албанский Есаи Хасан Джалалян, занимавший патриарший престол в 1702-1728 гг., в своем знаменитом труде "Краткая история страны Албанской" конкретно описывает корни и происхождение албанов, отмечает постоянные попытки армян присвоить албанскую культуру и веру, заручившись поддержкой державных стран.

по материалам интернета https://vk.com/@igil_inform-pochemu-karabah-ne-armyanskii

В продолжении темы о Гандзасарском монастыре