Как нас обманывает и запутывает "нелинейный нарратив" в кино?

31 August

Запутывает зрителя и «скачет» во времени: разбираемся, как работает нелинейный нарратив в кино

Прошлое или будущее? Причина или следствие? Чем все закончится? Нелинейное повествование придает фильму динамики и заставляет приклеиться к экрану в ожидании новых поворотов сюжета.

Но что вообще такое «нелинейный нарратив»? Это повествование, в котором события идут не в хронологическом порядке. Обычно оно «скачет» во времени и используется для того, чтобы представить более глубокий взгляд на событие или историю. Нелинейное повествование часто рассматривает тему более общо, концентрируясь скорее не на факте происходящего, а на том, что к этому привело и почему.

Этот прием усиливает напряжение в триллере, путает зрителя в детективе, растягивает или ускоряет время в драме. Хотя нелинейное повествование может выполнять и стилистическую функцию, оно неразрывно связано с содержанием сценария.

Давайте разберем пару известных лент, которые не стали бы знаковыми без использования нелинейного повествования. Примеры таких фильмов: “Криминальное чтиво”, "500 дней лета", "Энни Холл", "Помни", "Однажды в Америке” ,"Вечное сияние чистого разума", “Господин Никто”, “Вавилон”, "Убить Билла".

Осторожно, здесь есть спойлеры!

Один из известнейших приемов нелинейного повествования - «Криминальное чтиво», где разворачиваются три разные, но связанные между собой, истории. Такое повествование можно даже назвать закольцованным, поскольку фильм начинается и заканчивается в одном и том же месте, с одними и теми же персонажами.

Почему нелинейное повествование в «Криминальном чтиве» многим пришлось по душе? Все просто: оно заставляет воспринимать фильм неоднозначно. Будь «Криминальное чтиво» рассказано в хронологическом порядке, оно бы точно потеряло свою притягательную неуловимость и таинственность. Этот прием здесь не только для стиля - он несет и смысловую нагрузку - но сама история настолько увлекательная, что об этом и не думаешь.

Как нас обманывает и запутывает "нелинейный нарратив" в кино?

Нелинейное повествование используется и в фильмах о романтических отношениях. Ведь сегодня уже недостаточно просто рассказать историю любви – зрители ждут чего-то необычного.

В «500 дней лета» отношения Тома и Саммер показаны не просто как встреча, за которой следует роман, а потом расставание. Их отношения - цельный период в жизни героя. 500 дней лета – это то время, когда Том увлечен Саммер (это забавно, ведь ее имя переводится как ‘лето’ - «summer»), начиная с их встречи, и заканчивая знакомством с другой девушкой, которую символично зовут Отом – осень.

Нелинейное повествование здесь для того, чтобы показать, как ключевые моменты в жизни персонажей отражаются на их отношениях. Будь эти моменты показаны линейно, вряд ли мы смогли бы составить о них такое же полное представление и проникнуться характерами героев.

Как нас обманывает и запутывает "нелинейный нарратив" в кино?

Создается впечатление, будто нелинейный нарратив бывает только в популярных фильмах. Это не так: он встречается и в авторском нишевом кино, как, например, “Сука-любовь”.

Это тот вид повествования, когда несколько разных историй объединены одной темой. Иногда эти истории пересекаются, иногда нет. Каждая из них о чем-то своем, но при этом, вместе они рассказывают одну, более масштабную.

“Сука-любовь” - это история о трех героях, которые пересеклись из-за одной автомобильной аварии. При этом, авария - это единственное, что их связывает, и совсем ненадолго. История каждого персонажа - это взгляд на социально-экономические проблемы мексиканцев, их неравенства. Режиссер прибегает к нелинейному нарративу, потому что хочет максимально раскрыть эту тему: с нарастающим напряжением, многочисленными персонажами, и с загадками, которые зрителям будет интересно разгадывать.

Как нас обманывает и запутывает "нелинейный нарратив" в кино?

Не заграничными лентами едиными жив кинематограф. Нелинейный нарратив можно найти и среди российских дебютов - новички тоже любят этот прием. Например, философская трагикомедия «Котёл» - «авторское» кино о разрыве шаблона через протест.

Савелий, владелец компьютерного клуба «Котёл», был доволен своей жизнью на Районе — до подозрительного самоубийства товарища. Под впечатлением от этой трагедии, Савелий решает порвать с окружением и убраться с Района подальше. Но старые друзья и многочисленные, порой абсурдные, обстоятельства не отпускают героя.

Через нелинейный нарратив авторы хотели показать цикличность действий. Главный герой проходит через болезненное, но динамичное странствие, чтобы возродить страстность к жизни. Сава пытается вырваться из Котла, но это все кажется безнадежным и не имеющим смысла. Тот самый пример, когда нелинейный нарратив раскрывает суть, а сам фильм от этого только выигрывает - и становится более стильным.

Посмотреть, чем закончится эта заварушка, можно будет в кино с 3 сентября.

Как нас обманывает и запутывает "нелинейный нарратив" в кино?

Нелинейный нарратив может помочь выразить какую-то тему шире, чем это позволяет определенный жанр, будь то триллер, философская драма или кино про любовь.

Для современного кино этот прием уже привычен, но его сила – в его гибкости. В каждой конкретной истории такая структура может выглядеть совершенно по-разному. Это то, что позволяет каждому новому фильму выделяться среди других картин с нелинейным повествованием.