Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Реклама в Дзене
28k full reads
55k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 52% of the total page views
3 minutes — average reading time

Возрастное ограничение для статьи 18+

«Довод» – одиннадцатая полнометражная картина Кристофера Нолана, режиссера, который умеет снимать зрелищное запоминающееся кино. Его предыдущие фильмы собрали в мировом прокате более 4,7 млрд долларов.

Многие работы британского режиссера посвящены феномену Времени, а также возможностям, которые оно открывает. Нолан – мастер нелинейной режиссуры, создатель фильмов-головоломок, которые не позволяют отвлечься от экрана ни на минуту. Его картины – лидеры по количеству повторных просмотров, ведь финальная разгадка не кажется очевидной.

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Расскажем подробнее о новом фильме «Довод» и остановимся на самых впечатляющих фактах со съемок: как взрывали настоящий самолет и олимпийский объект в Эстонии, на какие риски шли ради трюков и как справлялись с последствиями изоляции.

«Этот фильм не о путешествиях во времени»

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Нолан, почти как настоящий ученый, всерьез изучает состояния и возможности времени. В фильме «Помни» (2000) он нарушал хронологию рассказа. Это делало зрителя таким же беспомощным, как главный герой, который забывал все, что случилось 15 минут назад. «Начало» (2010) ставило под сомнение «реальность реальности», его действие одновременно происходило на разных уровнях подсознания героев и в разном времени. «Интерстеллар» (2014) посвящен космическим возможностям времени: то, что в соседней галактике занимает минуту, на нашей планете длится целую жизнь.

В «Доводе» режиссер строит сюжет вокруг инверсии – обратного течения времени и поведения предметов. Кстати, довод – слово-палиндром, которое одинаково читается в обе стороны. «Ты не стреляешь, ты ловишь пули», – говорит инструктор главному герою в тире, чтобы объяснить явление, с которым он впервые столкнулся.

«Этот фильм не о путешествиях во времени, – говорит Нолан. – Кино о самом времени и о том, как по-разному оно может функционировать».

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Жанр фильма создатели определяют как научную фантастику с элементами шпионского триллера. «Я влюблен в шпионский жанр с детства, но не хотел в нем снимать, пока не был уверен, что смогу привнести что-то новое. Проще говоря, “Довод” пытается достичь того, что сделало “Начало” для фильмов про ограбления», – объясняет Нолан.

Зачем взрывали настоящий самолет

У фильмов Кристофера Нолана огромные бюджеты на реальные съемки. Режиссер говорит: «Я люблю помещать в один кадр героев и экстремальные сюжетные элементы, будь то самолет, врезающийся в здание, или искажение хода времени. Если нет разделения между фантастическими элементами и актерами, получается ровнее, убедительнее, и зрители глубже погружаются в происходящее».

Вживую снимали все: взрывы, погони, столкновения. Забуксовали перед взрывом самолета: при всей любви к реалистичности, Кристофер Нолан понимал, что взрывать настоящий – это, наверное, перебор. Но оказалось, что купить списанный «Боинг», начинить его взрывчаткой и подорвать обойдется даже дешевле, чем построить макет кабины и салона и отрисовать сцены в 3D на студии визуальных эффектов.

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Взорвали самолет в работающем аэропорту. Несмотря на международный авторитет съемочной группы, руководство согласилось на съемки только после предоставленных точных расчетов, где и как он остановится после взрыва.

Как реставрировали олимпийский объект в Эстонии

Съемки успели закончить прямо перед всемирным локдауном, когда любые передвижения по миру стали фантастикой. «Довод» снимали в 7 странах: Индии, Италии, Норвегии, Дании, США, Великобритании и Эстонии, у которой вообще есть шанс стать новой Меккой для поклонников творчества Нолана.

Съемочная группа провела в Таллине 7 недель. Взрыв в Киевской опере снимали в культурно-спортивном комплексе «Линнахолл», построенном для московской Олимпиады 1980 года. Заброшенное здание – смесь брутализма и храма майя, как охарактеризовал его художник-постановщик фильма Натан Кроули, – восстановили для съемок: вставили стекла, очистили пространство от мусора, заново подключили электричество и воссоздали интерьер. В отличие от самолета, сооружение не взрывали и решили использовать спецэффекты.

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Как вертолет Ми-8 «посадили на воду»

В команде «Довода» работал судовой координатор, отвечавший за морские съемки. Такой специалист – редкость даже для голливудских фильмов. Главной среди плавсредств блокбастера стала 73-метровая яхта Planet Nine с 6 палубами и вертолетной площадкой. Яхта внушительная, но выдержать посадку российского двухдвигательного Ми-8, нужную по сюжету, она не могла.

Для съемок сцены пригласили пилотов из Восточной Европы с опытом поисково-спасательных работ: вертолетчики буквально зависли в нескольких сантиметрах над площадкой, имитируя посадку. Такой навык отрабатывают в горах, где часто невозможно найти ровное место и от мастерства пилотов зависит жизнь эвакуируемых людей.

Почему в статисты подбирали бывших военных

В самых массовых сценах «Довода» снимались сотни статистов. Для съемок в пустыне при этом подбирали только бывших военных – им предстояло в полной амуниции по 10 часов в день передвигаться по пересеченной местности с сильно изрезанным рельефом.

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Команда пиротехников добавила огня – Нолан и здесь отказался от компьютерной графики. Так к трудностям преодоления пустыни добавилась необходимость уворачиваться от детально распланированных взрывов.

Как снимали автомобильные трюки

Во время съемок в Таллине съемочная группа работала над сложнейшими сценами в движении на перекрытом шоссе Лаагне-теэ – огромной автомагистрали, которая ведет в центр города. Для участия в съемках пригласили лучших водителей из США, Эстонии, Чехии и Великобритании.

Все делали по-настоящему: если машина по сюжету должна гнать задним ходом со скоростью 80 км/ч, то именно так и снимали, а не имитировали на компьютере.

Крупные планы снимали так: актер сидел за рулем, а каскадер в это время управлял машиной со второй панели управления – во всех по-настоящему опасных сценах профессиональные водители были буквально спрятаны внутри машин.

Возвращаемся в кино: почему фантастический триллер Кристофера Нолана «Довод» станет новым мировым шедевром

Как музыканты записали саундтрек на изоляции

Композитор Людвиг Йоранссон рассказал, что провел «неприлично много времени», чтобы создать музыку, которая передает всю сложность и глубину фильма. Повлияло на это и еще одно обстоятельство.

Запись оркестрового саундтрека изначально запланировали на финальную часть работы над фильмом, и в процесс вмешался режим изоляции. В итоге музыканты записывали свои партии каждый у себя дома, а затем их собрали воедино. По мнению создателей, получившийся результат – это не традиционный оркестровый звук, но он оказался очень подходящим для фантастического шпионского триллера.

Актерский состав, огромный бюджет, репутация Нолана как одного из лучших режиссеров нашего времени, а также полная секретность на съемках сделали «Довод» одним из самых ожидаемых релизов этого года. Посмотреть его можно будет совсем скоро – российская премьера главного фильма сезона случится уже 3 сентября. Покупайте билет, чтобы посмотреть и ощутить фантастические возможности времени на себе.