Баба Яга, которую мы потеряли. Часть 1

7 November 2020

Вы никогда не задумывались, почему Иван-царевич все время просит избу Бабы Яги повернуться к нему передом, вместо того чтобы просто оббежать вокруг и войти внутрь. Ответ прост: он не может это сделать.

Но прежде, чем продолжить, давайте согласимся с двумя аксиомами.

1. Миф – это не занимательная история. Миф – это особая форма человеческого сознания. Когда-то люди верили, что мир населен богами и этот мир был для древнего человека абсолютной реальностью. Возможно, через тысячу лет потомки будут смеяться над нашими представлениями о мире и сочтут их ложными.

2. Славянские мифы никогда не были записаны, поэтому сегодня они изучаются, в том числе и по сказкам. Говорят, что миф умер в сказке.

Во всех сказках, где девушки идут по грибы и по ягоды, опасность начинается там, где начинается дремучий лес. Дремучий лес – это еловый лес, у древних славян ель – это дерево смерти: дрема – сон - смерть. Удивительно, но и тысячи лет спустя, славяне часто в похоронных обрядах используют именно еловые ветви, устилая ими дорогу перед похоронной процессией.

Избушка Бабы Яги, как КПП пограничника, стоит на границе двух миров - мира живых и мира мертвых. И живой Иван не может нарушить этой границы и войти в избу со стороны царства мертвых. Вот и просит избушку развернуться.

Дом Бабы Яги часто окружён высоким частоколом с человеческими черепами на кольях, глаза которых светятся страшным огнем. Это души неупокоенных: им нет места ни среди живых, ни среди мертвых.

Кто же она такая, Баба Яга? По одной из версий, ее имя появилось в период монголо-татарского нашествия и образовано от «бабай ага», т. е. «старый хан». А настоящее имя Морена. Она богиня смерти, которая охраняет вход в царство мертвых. Хотя имя богини исчезло, в языке сохранились слова с этим корне: «мор», «морить».

В. Васнецов "Баба Яга"
В. Васнецов "Баба Яга"

У Бабы Ягы много свойств мертвеца: у нее костяная нога, т. е. она кости, скелет; она летает в ступе как бестелесный дух; избушка ее настолько тесна, что она еле помещается в ней. В некоторых сказках читаем, что «нос в потолок врос». Ее избушка - это гроб! В дохристианские времена северные славяне покойников сжигали, а прах помещался в «избу смерти», «домовину», т. е. дом покойника (небольшой сруб с прахом покойника внутри). Название «курьи ножки», скорее всего, произошло не от куриных, а от «курных», обожжённые и окуренных дымом столбов, на которых эта домовина стояла (ср. «курная изба»).

Н. Рерих "Изба смерти"
Н. Рерих "Изба смерти"

Эти курьи ноги поднимали домовину выше, чтобы дух умершего не мог вернуться к живым людям и вредить им.

Христианство вытеснило языческие обряды, но старая славянская символика смерти осталась в деталях. Домовины трансформировались в надгробные кресты и выглядят примерно так.

Баба Яга, которую мы потеряли. Часть 1
Домики мертвых (домовины): 1 – Солотча (Рязань); 2 – Север; 3 – Карелия; 4 – Лехтинский р-н, хутор Рию-Варнка
Баба Яга, которую мы потеряли. Часть 1
Баба Яга, которую мы потеряли. Часть 1

Сама технология строительства зданий на ножках вовсе не уникальна. Скандинавы создавали амбары по такой технологии, чтобы уберечь свои припасы от грызунов и половодья.

1. Модель амбара на территории парка Скансен (Стокгольм). 2. Саамский амбар. Модель на территории Санта-парка (Рованиеми, Финляндия). Фото автора
1. Модель амбара на территории парка Скансен (Стокгольм). 2. Саамский амбар. Модель на территории Санта-парка (Рованиеми, Финляндия). Фото автора
Баба Яга, которую мы потеряли. Часть 1
1. Модель амбара на территории парка Скансен (Стокгольм). 2. Саамский амбар. Модель на территории Санта-парка (Рованиеми, Финляндия). Фото автора

В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.

Деревянная церковь Николая Чудотворца, что на Куриных ножках стояла на улице Большая Молчановка, между Борисоглебским и Большим Ржевским переулками. В 1681 г. была перестроена в камне.
Деревянная церковь Николая Чудотворца, что на Куриных ножках стояла на улице Большая Молчановка, между Борисоглебским и Большим Ржевским переулками. В 1681 г. была перестроена в камне.

Но вернемся к самой Бабе Яге. Для нее мертвые – «свои», а живые «чужаки». Мертвых она видит и знает, а живых только чувствует - «русским духом пахнет».

Возможно, что и ее облик страшной старухи появился также в более поздние времена. Ведь в сказках запечатлен и другой образ богини - красавица Марья Моревна. Имя Мария сразу отбрасываем, т.к. пришло оно к русским вместе с христианством. Моревну почему-то сейчас объявляют дочерью морского царя, не задумываясь, что во временя возникновения мифов отчеств не существовало, да и морей на старых русских землях нет. Моревна – это Морена! Возможно, что богиня могла существовать в двух обличиях: старухи и молодой красавицы. О могуществе Морены говорит тот факт, что именно она заковала Кощея в цепи.

В. Васнецов "Марья Моревна"
В. Васнецов "Марья Моревна"

Зачем приходит Иван-царевич к Бабе Яге? По привычке или от страха мы считаем ее отрицательной героиней. Но подумайте, сколько Иванов ею съедено? Ни одного. Она не причиняет зло герою, она помогает ему. Ведь живому Ивану без помощи Бабы Яги даже не переступить границы мира мертвых, а идти он должен в самую глубину царства мертвых, где живет Кошей - страшный бог подземного царства мертвых. Наш Кощей – это Аид древних греков, который похитил Персефону и унес ее в подземное царство. Вот и Кощей похищает Василису, которую царевич должен спасти. Но в мире мертвых герою не выжить без волшебных предметов или без советов Морены. Получив помощь от Морены\Бабы Яги, Иван оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам – миру живых и миру мертвых. Только эти волшебные качествами помогают ему одолеть Кощея и вернуться обратно в мир живых.

Почему Иван-царевич женился на лягушке? | Кое-что о школе | Яндекс Дзен (yandex.ru)