"Бал чертей" - криповый мультфильм 1933 года (сейчас для детей так не снимают)

9 May

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
"Бал чертей" (другое название "Талисман"), мультфильм,
Франция 1933 г.
сказка, фэнтези
Реж. Владислав Старевич
продолжительность: 25 м.

У современных мультипликаторов есть технические возможности, которые и не снились их предшественникам, но они ограничены в другом. Создание современного коммерчески успешного мультфильма напоминает ходьбу гимнаста по канату с одновременным жонглированием динамитными шашками с подожёнными фитилями. Одно неверное движение.....

Сценаристы стараются придумать захватывающий сюжет и при этом никого не обидеть. Получается не очень. Пока. Вы заметили, что в последних мультфильмах Диснея нет как таковых злодеев? У всех своя правда, оправдательная мотивация и переход на сторону добра в финале.

Тем удивительнее смотреть детский мультфильм, создатели которого не связаны сегодняшними цензурными рамками. Современного изнеженного зрителя подобный подход способен напугать. Неужели раньше такое показывали детям? И что за дети, в таком случае, это были?

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Щенок в петле. Чёрный юмор Старевича (кадр из фильма)
Щенок в петле. Чёрный юмор Старевича (кадр из фильма)
Щенок в петле. Чёрный юмор Старевича (кадр из фильма)
Сатана и его нос (кадр из фильма)
Сатана и его нос (кадр из фильма)
Сатана и его нос (кадр из фильма)

"Бал чертей" создан в технике "покадровой анимации". Это гибрид игрового кино и кукольной мультипликации. В одном кадре может присутствовать живой актёр и ожившая игрушка. Много комбинированных съёмок. Для своего времени (на секундочку, 1933 год) это серьёзная заявка на шедевр.

По сюжету мультфильма у бедной женщины, мастерящей куклы на продажу, заболела дочка. Нужны деньги на лекарства, а ещё девочка просит апельсин. Несчастная женщина продолжает свою работу, слезы капают из её глаз и попадают в грудь куклы. Маленький игрушечный щенок оживает. Остальные куклы расставленые по полкам бедняцкой каморки, тоже живые, но все они двигаются только тогда, когда люди их не видят.

Этакий тайный мир игрушек.

Полночь. Время нечистой силы пришло (кадр из фильма)
Полночь. Время нечистой силы пришло (кадр из фильма)
Полночь. Время нечистой силы пришло (кадр из фильма)
Все на бал чертей! (кадр из фильма)
Все на бал чертей! (кадр из фильма)
Все на бал чертей! (кадр из фильма)
Вход в адский вертеп (кадр из фильма)
Вход в адский вертеп (кадр из фильма)
Вход в адский вертеп (кадр из фильма)
"Бал чертей" часто сравнивают с "Историей игрушек", но сюжет с ожившими детскими игрушками давно кочуют из сказки в сказку. Мне всё происходящее на экране напомнило скорее ранние продюсерские шедевры Тима Бёртона ("Кошмар перед Рождеством", "Труп невесты" и пр.), а также мультфильмы студии" Laika".

Когда девочка уснула, мама складывает игрушки в коробку и отдаёт их в магазин. По дороге часть игрушек сбегает. Щенку удаётся найти апельсин. Самый смак начинается в полночь, когда появляется дьявол и нечисть слетается на бал. Черти, бесы, оживший мусор и скелет курицы, знакомые нам куклы и пр. все они в один момент начинают охотится за апельсином.

Приведу несколько моментов, которые невозможно представить в современном детском мультфильме:

  • кукла легкомысленной красавицы танцовщицы предмет интереса сразу нескольких мужских кукол. Ей нравится преступник с ножом, но она ему безразлична. В один момент он швыряет её в лапы мерзкой обезьяны. Горилла спаивает её вином и жадно целует.
  • в танцовщицу влюблён Пьеро, но в самом начале фильма он падает на дорогу, и автомобильным колесом ему переезжают голову. Зрителю показывают, как несколько секунд в агонии дёргаются его ноги
Жертва собственной красоты. Не детская тема в детском мультфильме (кадр из фильма)
Жертва собственной красоты. Не детская тема в детском мультфильме (кадр из фильма)
Жертва собственной красоты. Не детская тема в детском мультфильме (кадр из фильма)
Парижский жиган и дьявол (кадр из фильма)
Парижский жиган и дьявол (кадр из фильма)
Парижский жиган и дьявол (кадр из фильма)
Скелет курицы несётся во всех смыслах слова (кадр из фильма)
Скелет курицы несётся во всех смыслах слова (кадр из фильма)
Скелет курицы несётся во всех смыслах слова (кадр из фильма)
  • скелет курицы оживший в полночь на помойке, сносит яйцо
  • куклу щенка вешают у заднего стекла автомобиля, как талисман. Но вешают за шею и зрителю показывают, что пёсик задыхается
  • куклы жандармов, которые наводят порядок в финале, бьют дубинками всех подряд. Получает по башке даже безобидный щенок
Владислав Старевич (1882 - 1965г.г.) русский кинорежиссёр с польскими корнями. Создатель первых в мире кукольных сюжетных мультфильмов. После революции эмигрировал во Францию, где успешно продолжал создавать кукольные мультфильмы до тех пор, пока рисованная анимация не затмила кукольную.
Девочка выздоровела(кадр из фильма)
Девочка выздоровела(кадр из фильма)
Девочка выздоровела(кадр из фильма)
Кукольных дел мастерица (кадр из фильма)
Кукольных дел мастерица (кадр из фильма)
Кукольных дел мастерица (кадр из фильма)
Крик игрушечного петуха и тьма рассеивается, а нечисть убегает. До следующей ночи (кадр из фильма)
Крик игрушечного петуха и тьма рассеивается, а нечисть убегает. До следующей ночи (кадр из фильма)
Крик игрушечного петуха и тьма рассеивается, а нечисть убегает. До следующей ночи (кадр из фильма)

Несмотря на криповые моменты всё заканчивается хорошо. Дьявол повержен. Девочка, скушав апельсин, выздоравливает. Щенок и девочка снова вместе.

В финале нам показывают безголового Пьеро, который находит луковицу на помойке, прикручивает её себе на плечи, вместо головы, и сжимает в объятиях куклу танцовщицы которая валяется здесь же, на свалке. Хэппи энд образца 1933 г.

Мне вот интересно это детские сказки были такие, потому что детская психика была крепче, или детская психика была крепче, потому что сказки были такими?

Рекомендую к просмотру. Особенно поклонникам "Трупа невесты", "Каролины" и "Кошмара перед Рождеством". Всегда интересно узнать источник вдохновения создателей своих любимых мультфильмов.

В. Старевич за работой (фото из свободных источников)
В. Старевич за работой (фото из свободных источников)
В. Старевич за работой (фото из свободных источников)
В магазине игрушек (кадр из фильма)
В магазине игрушек (кадр из фильма)
В магазине игрушек (кадр из фильма)