И всё же, меня больше волнует «трудная проблема сознания», чем «КОВ»

1,2k full reads
2,9k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 40% of the total page views
2 minutes — average reading time

Мир понемногу "слетает в катушек". Это стало особенно заметно в связи с «буйством» рукотворной заразы. И вот эта, обсуждаемая всем миром проблема под названием «КОВ», несмотря на повышенный к ней градус интереса, постепенно отходит для меня на второй план. На первый, – вновь выходит «трудная проблема сознания», которая, на мой взгляд, и является «чёрной дырой» повсеместного безумия.

И всё же, меня больше волнует «трудная проблема сознания», чем «КОВ»

Ведь мы до сих пор не знаем, что такое сознание и как оно работает. Согласимся, что именно сознание является главным инструментом в решении всех задач, которые ставит перед нами жизнь. Любой наш поступок, всякое действие совершается исходя из сформированных нашим сознанием мыслеформ.

  • Если мы не знаем, как это происходит и откуда берутся все окружающие нас информационные потоки, которые обрабатываются сознанием и приводят в движение всю нашу человеческую сущность, то, как мы можем говорить о каком- то качестве жизни и её устойчивости.

Сноска: Предполагаю, что многие читатели после этих фраз перейдут на другой канал, поскольку уже в самом начале почувствуют философские нотки. Зачем нам вся эта философская дребедень, – подумают они, – сейчас нужно решать вопросы реальной жизни, которая трещит по швам, а не размышлять о каких-то там философских формах.

Всё правильно, мы ведь не аналитические философы, которые занимаются «трудной проблемой сознания» или представители других научных дисциплин, изучающих работу мозга, но каждый из нас может проводить анализ своих мыслей и представлений о жизни, предлагаемых нам философами. Эта работа по силам всем, хотя и в разной степени. Если у человека есть сознание, то мыслительный процесс обязательно работает, только его нужно понуждать это делать.

Мой мыслительный процесс активнее запустился от встречи с «трудной проблемой», которой занимаются философы – аналитики. Именно это мне стало интересно, поскольку такого подхода в изучении человеческого сознания как у автора книги В.В. Васильева «Трудная проблема сознания», я нигде не встречала.

Чтобы не загружать своих читателей тонкостями этой мощной аналитической работы, которую, кстати, так и не смогла дочитать до конца (она, знаете ли, не из лёгких), поделюсь лишь некоторыми выводами.

Самое главное в «трудной проблеме», прежде всего, состоит в объяснении качества субъективной реальности, и что именно в этом заключается вся суть проблемы сознания. Именно она – субъективная реальность, является специфическим и неотъемлемым качеством нашего сознания.

В.В. Васильев так формулирует «трудную проблему»: «Как мозг может быть основой субъективного опыта»? Похожим образом этот вопрос ставил и Павлов И.П., обсуждался он и в 1960-1970-х гг. многими советскими философами (А. Г. Спиркиным, В.С. Тюхтиным, А. М. Коршуновым и др.). Проблема субъективной реальности как специфического качества, без которого нет сознания, и связи этого качества с физиологическими и физическими процессами была главным предметом анализа и в работах философа Д.И. Дубровского.

И здесь я делаю для себя первое замечание: рождение субъективного опыта рассматривается учёным сообществом в связи и в отношении к этому опыту только работы мозга. То есть восприятие процессов работы сознания проходит через призму философии материализма, который не допускает в субъективном опыте наличие мира идеального (духовного), а значит, делается вывод о том, что именно мозг должен «производить» субъективное явление.

Поэтому у материалистов и возникают трудности, поскольку многое становится совсем необъяснимым. Вот как описывает это Дубровский:

И всё же, меня больше волнует «трудная проблема сознания», чем «КОВ»
Тут и стало понятно, что материалисты, у которых в основе взглядов на мироздание лежит теория эволюции, никогда не решат «трудную проблему сознания». Конечно, отрицать то, что сознание так или иначе связано с нашей телесной сущностью не следует, но я позволила себе допустить мысль о том, что решить эту проблему можно только с опорой на библейское мировоззрение. То есть рассматривать вопрос о зарождении субъективной реальности без включения в круг вопросов свойств мира духовного и его проявлений,– не возможно.

Если мы этого не сделаем, то не сможем разорвать этот круг безумия, захватившего весь земной мир, в котором вместо жизни ощущается запах разложения.

Нам необходимо понять, что Жизнь сильнее, поэтому своё будущее нужно выстраивать с активно работающим сознанием, которое снимет "трудную проблему" с рассмотрения, если восстановит свою связь с Богом!