Разоблачение мифов и неточностей о «Титанике». Часть 2

10 September

Добрый день. Продолжаю развенчивать мифы и неточности о действительно легендарном лайнере «Титаник».

Ссылка на первую часть

1. Собственная газета

Бытует мнение, что на «Титанике» издавался собственный бюллетень под названием «The Atlantic Daily Bulletin». Однако, это тоже неправда. Газета печаталась на брате-близнеце «Титаника» – «Олимпике». И то, только после лета 1912 года. Отличалось и название - «Ocean Times».

2. Исмей – трус

Джозеф Брюс Исмей
Джозеф Брюс Исмей

Во всех художественных произведениях Исмей показывают трусливым и в целом неприятным человеком. А многие после просмотра этой сцены начали мягко говоря презирать директора «White Star Line»

Кадр из фильма «Титаник» 1997 года
Кадр из фильма «Титаник» 1997 года

Но был ли он таким на самом деле? Да, он сел в шлюпку. Отрицать это глупо. Однако ситуация в фильме показана несколько иначе, чем было на самом деле.

Во-первых, стоит сказать, что мистер Исмей активно помогал во время посадки пассажиров в шлюпки и как мог уговаривал тех, кто не хотел занимать свои места.

Во-вторых, стоит понимать, что освещение было не таким ярким, каким нам обычно его показывают в фильмах. Всё электрооборудование, в том числе и лампочки на корабле питались от генераторов. Работали они при помощи пара.

По мере того как «Титаник» все глубже погружался, его производилось все меньше. Генераторы вырабатывали все меньше энергии, и свет становился потихоньку слабее. Ниже вы можете видеть сравнение кадров из фильма и то, каким на самом деле было освещение

Кино/реальность
Кино/реальность
А вот каким приблизительно было освещение незадолго до разлома
А вот каким приблизительно было освещение незадолго до разлома

Не будем забывать, что Исмей сел в складную шлюпку C – последнюю спущенную шлюпку с правого борта, в 02:00. За 20 минут до полного погружения «Титаника». Все это я говорю к тому, что было уже достаточно темно и ни Исмей, ни офицер Мердок могли просто не увидеть поблизости людей. Вот что впоследствии вспоминали очевидцы:

«Огни были красноватые и темные, люди и объекты вдалеке казались лишь силуэтами, едва различимыми» (Джек Тейер)
«Мы могли видеть лишь на метров десять впереди от себя» (Вашингтон Додж)
Кино/реальность
Кино/реальность

Палуба опустела, поблизости больше нет людей, а увидеть есть они дальше или нет невозможно из-за уже совсем слабого освещения. Мердок предлагает Исмею занять свободное место в шлюпке. Заметьте, что именно Мердок предлагает сесть в шлюпку директору WSL, а не он сам так захотел. Как известно тот соглашается, обрекая себя на спасение и пожизненное презрение.

На борт «Карпатии» Исмей поднялся уже в состоянии глубокой депрессии. Видя его состояние МакГи - врач «Карпатии» предоставляет ему свою личную каюту, где он и пробудет до самого прибытия в Нью-Йорк. В разное время к нему приходили разные люди. МакГи, Лайтоллер и пассажир первого класса – Джек Тэйер, который хорошо знал его на «Титанике». Все они пытались сказать ему, что его спасение не было ошибкой, но он никак не реагировал на их слова и был в чудовищном нервном состоянии. «Я никогда не видел настолько сломанного человека» - вспоминал впоследствии Тэйер.

Когда происходят катастрофы такого масштаба, люди сразу же пытаются найти виноватых. К сожалению, Исмей подошел для этого идеально – директор компании, который посмел спастись, когда 1503 человека погибли. Поэтому практически сразу же после трагедии СМИ начали активно его травить, сделав из него труса и подлеца. Не последнюю роль во всем этом сыграл человек по имени Уильям Херст. Медиамагнат, владевший множеством изданий того времени. Он не только предпочитал скандальную журналистику, но и испытывал личную неприязнь к Исмею. Главным аргументом было то, что он отобрал жизнь у другого человека. Однако, как мы знаем на палубе в тот момент, никого не было. Именно из-за СМИ теперь для многих людей в этой истории Исмей стал синонимом слова трус. Не смотря на такие заявления газет ни Американская, ни Британская комиссии не предъявили Исмею никаких обвинений.

Через год после катастрофы он подал в отставку и отправился в свое поместье Costelloe Lodge, находившееся на побережье Атлантического океана, став затворником.

Мистер Исмей посильно оказывал финансовую поддержку семьям погибших. Он пожертвовал 50 000 $ в фонд пенсий для вдов моряков, а в 1924 году открыл национальный фонд торгового флота, в который пожертвовал 125.000 долларов.

Напоследок давайте просто подумаем, что было бы если бы Исмей остался на «Титанике»? Был бы еще один труп, а его место так и осталось бы свободным. Однако, вместо этого он активно помогал на Американском и Британском расследованиях и дал много важных свидетельских показаний.

Исмей дает показания на Американском расследовании
Исмей дает показания на Американском расследовании

3. Макет в фильме 1997 года был в натуральную величину

Может показаться, что я придираюсь. Хотя, да. Так и есть. В статьях часто говорится, что построили полноразмерную копию судна. Однако, это не совсем так.

Макет «Титаника» был на 10% меньше оригинала, но все детали были сохранены на 100%. Для этого были приглашены ведущие эксперты по нему - Дон Линч и Кен Маршалл.

Как говорили сами создатели фильма «Строить весь корабль целиком было слишком дорого». Чтобы сэкономить деньги были приняты некоторые решения:

  • Не строить нос. Каждый раз его добавляли на компьютере. Правда, таким образом, вышло только дороже, но это уже совсем другая история;
  • Убрать 3 участка по 6 метров между трубами. Из-за этого пришлось также уменьшить на 10% шлюпки и трубы;
  • Построить только правый борт. Было принято решение левый борт также добавлять на компьютере, используя изображение правого. Для этого были изготовлены отзеркаленные надписи и таблички с левого борта и по мере необходимости в ходе съемок их заменяли;

Благодаря этим принятым решениям удалось сэкономить значительные средства.

4. Джек Доусон на настоящем «Титанике»

Как утверждается в некоторых статьях на настоящем «Титанике» был человек по имени Джек Доусон, и что Кэмерон специально взял его имя для своего фильма.

Да, действительно – человек с фамилией Доусон присутствовал на борту лайнера. Но он был не пассажиром, а кочегаром. Отличалось и имя. Его звали Джозеф. Родом он был из Ирландии. По словам самого режиссера, имя для главного героя он выбрал случайно и о таком совпадении узнал уже после того, как снял фильм.

На кладбище в Галифаксе, где покоятся жертвы «Титаника», даже есть его могила. До выхода фильма сюда приходили лишь энтузиасты, возлагающие цветы жертвам погибших в той катастрофе.

Могила Джозефа Доусона
Могила Джозефа Доусона

Теперь же эта могила является одной из самых популярных на этом кладбище.

5. Фото айсберга

15 апреля один из стюардов на борту лайнера S.S Prinz Adalbert заметил один особый айсберг и решил сфотографировать его. Ледяная глыба приковала его внимание из-за, как утверждается, следа краски на одной из сторон.

Айсберг «Принц Адальберт»
Айсберг «Принц Адальберт»

Когда все пассажиры узнали, что недавно неподалеку затонул «Титаник» все решили, что он столкнулся именно с этим айсбергом.

Сегодня, когда речь заходит об айсберге, погубившим «Титаник» нам зачастую показывают именно фото «Принц Адальберт». Однако, не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться.

Во-первых, стоит знать где и когда было сделано это фото. Изучив записи судового журнала этого лайнера, становится понятно, что судно было возле места катастрофы утром 16 апреля.

Путь лайнера «Принц Адальберт» 16 апреля
Путь лайнера «Принц Адальберт» 16 апреля

Почему это так важно? Дело в том, что айсберги не стоят все время на месте. Они двигаются при помощи Лабрадорского течения, которое уносит их на юг в Саргассово море, где они и тают. На месте катастрофы скорость течения составляет около 2 км/ч. Так как с момента трагедии прошло 32 часа, то можно посчитать, что за это время айсберг преодолел расстояние равное около 64 км. Учитывая это можно понять, что он был уже не так близко от места трагедии.

К тому же фото было сделано севернее места крушения, а так как течение южное, то думаю, вполне логично, что айсберга там быть не могло.

А теперь посмотрите на место предполагаемого удара. Вам не кажется странным, что поверхность настолько гладкая и ровная, будто ее срезали горячим ножом. Как по мне, это не очень похоже на место удара. Ну а за красную краску вполне могли сойти водоросли, которые замерзают в айсберге.

Фото айсберга с вмёрзшими водорослями
Фото айсберга с вмёрзшими водорослями

Другим доказательством того, что это не тот айсберг могут служить показания очевидцев. В ту ночь его видели несколько человек. Одного из них - моряка Джозефа Скарротта, сильно удивило насколько айсберг был похож на скалу Гибралтар. По его словам, форма этого айсберга напоминала Гибралтарскую скалу, если глядеть на нее с мыса Европа, с той разницей, что самая высокая точка располагалась справа, а не слева как у скалы. Т.е. наоборот.

Скала Гибралтар со стороны Европы
Скала Гибралтар со стороны Европы

Помимо этого, один из спасшихся пассажиров первого класса Джордж Реймс позже сделал небольшой набросок того айсберга.

Рисунок Джорджа Реймса
Рисунок Джорджа Реймса

Под все эти описания очень сильно подходит так называемый айсберг «Рехорека».

Снимок айсберга «Рехорека»
Снимок айсберга «Рехорека»

Это фото было сделано 20 апреля также неподалеку от места крушения Стефаном Рехореком с парохода «Бремен». Вокруг айсберга плавали обломки лайнера и более ста тел жертв. Капитан уже хотел было начать операцию по их подъему, однако спустя небольшое время ему сообщили, что кампания «White Star Line» уже застраховала для этой цели кабелеукладчик «Маккей-Беннетт» и операцию отменили.

Интересно, что режиссер фильма «Титаник» – Джеймс Кэмерон, который славится своим перфекционизмом (чего только стоят воссозданные в мелочах интерьеры первого класса и эмблема судоходной компании «WSL» на столовых приборах и посуде) и который посвятил изучению «Титаника» огромное количество времени в своем фильме 1997 года, использовал именно айсберг «Рехорека».

Кадр из фильма «Титаник» 1997 года
Кадр из фильма «Титаник» 1997 года

Я не могу утверждать, что это точно тот самый айсберг. В пользу того, что это правда говорит несколько факторов – наличие рядом следов крушения «Титаника» и схожесть самого айсберга с показаниями очевидцев. Однако, кое-что меня все-таки смущает. А именно дата, когда было сделано фото. С момента крушения прошло 5 дней и за это время течение вполне могло унести его довольно далеко. А потому я не осмелюсь делать каких-либо окончательных выводов.

Вполне возможно, что ни то, ни другое фото не являются фотографиями того самого айсберга. Скорей всего мы уже никогда не узнаем, как именно он выглядел. Так как он растаял в водах Саргассового моря весной 1912 года.

6. Угол наклона перед разломом был 40 градусов

Кадр из фильма «Титаник» 1997 года
Кадр из фильма «Титаник» 1997 года

Очень зрелищно, не так ли? Лично у меня всегда дух захватывает, когда я это вижу. Никто не спорит, что это смотрится красиво. Но на деле, угол наклона, как оказывается был не таким большим и составлял всего лишь около 19-23 градусов. О том, что в фильме у Джеймса Кэмерона корма поднимается слишком высоко сказал… сам Джеймс Кэмерон в своем документальном фильме «Заключительное слово с Джеймсом Кэмероном». В нем он собрал всех ведущих экспертов по «Титанику». В результате основным подведением итогов в этом фильме стало развенчивание некоторых неточностей и новая анимация затопления. Возможно, вы ее уже видели.

Наиболее правдоподобное положение «Титаника» перед разломом
Наиболее правдоподобное положение «Титаника» перед разломом

Эта анимация является результатом сложного компьютерного вычисления. В ней были исправлены недочеты первой анимации 1997 года. В частности, сам угол наклона. Также был добавлен крен на левый борт, который перед разломом составлял около 10 градусов. О его существовании в 1997 году знали, но добавлять в фильм не стали, посчитав, что так будет более безопасно.

Ссылка на следующую, третью часть