15 subscribers

Готов ли бизнес ко второй волне коронавируса?

The material mentions COVID-19. Trust verified information from expert sources — check out answers to questions about coronavirus and vaccinations from doctors, scientists and scientific correspondents.

Мы тут подумали, а что если второй этап карантинных мер все же будет? Готовы ли мы, готов ли рынок пережить его?

Готов ли бизнес ко второй волне коронавируса?

Первое полугодие 2020 года оказалось непредсказуемым: к пандемии не был готов никто, ни крупные компании, ни малый бизнес. Первая волна ограничительных мер, которая официально длилась 2,5 месяца, стала испытательным сроком для малого и среднего бизнеса. Мы не могли предположить, что даже бренды, твердо стоящие на ногах, будут испытывать сложности с поставками и продажами. Или то, что некоторые отрасли, такие как непродуктовый ритейл, туризм, фитнес, пострадают особенно сильно и существенно сократят расходы на маркетинг.

Коммуникационным агентствам, начавшим реализацию запланированных на год проектов, пришлось оперативно подстраиваться под обстоятельства: отменять все оффлайн мероприятия, от крупных и до локальных акций блогеров, и срочно переводить все проекты в онлайн, смещать, там, где возможно, фокус повестки на тему пандемии или искать нестандартные решения, которые перетянут внимание аудитории на себя.

Конечно, было психологически тяжело и для руководства, и для персонала переходить на удаленную работу: далеко не все максимально продуктивны на удалении, для руководителей снижается возможность держать все направления компании на контроле. Есть сферы, где потеря времени при дистанционном взаимодействии и согласовании – критична, и это не может не сказаться на общей продуктивности.      

По подсчетам международной аудиторско-консалтинговой службы FinExpertiza, Россия к августу 2020 года потеряла 1 095 423 микро-, малых и средних предприятия, или почти каждый пятый бизнес в этом секторе. В то же время, по оценке экспертов, за последние 12 месяцев в России появилось 848 500 новых МСП.   В результате за год общее количество МСП сократилось более чем на 240 000, или на 4,2%, до 5,6 млн. Это второе годовое падение подряд — в августе 2019 года количество МСП в годовом выражении уменьшилось на 1,4%. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась втрое (по оценке ТАСС).

Даже тем компаниям, которым удалось удержаться на рынке, пришлось пожертвовать либо частью сотрудников, либо бюджетами на непрофильные расходы, а скорее всего, и тем и другим. Несмотря на поддержку бизнеса со стороны государства во время карантина, с новыми ограничительными мерами бизнес непременно снова потеряет значительную часть аудитории, что повлечет падение продаж и оборотов компаний.

Однако, во время любого кризиса есть победители и проигравшие. Пандемия опустошила большую часть экономики, но для некоторых кризис открыл новые возможности и дал бизнесу хорошую возможность пересмотреть форматы деятельности на случай ЧС, перенести большую часть операций в онлайн формат, чтобы поддерживать прежние объемы операций и продажи. Компании, быстро среагировавшие на ситуацию и успевшие пересмотреть свои инструменты работы, смогли даже повысить продажи и расширить ресурсы для PR-продвижения. Прекрасно себя чувствовали, например, образовательные платформы, приобретшие новую аудиторию.

Статистика говорит о том, что в кризис растет количество новых идей и новых предприятий, готовые воплотить их в жизнь. Так, согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), количество вновь созданных коммерческих организаций, внесенных в государственный реестр, уже в мае 2020 года составило 10,7 тыс. Это на 15% больше, чем в апреле (9,4 тыс.)  В отчетный период были вновь зарегистрированы 26,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это на 34% больше, чем в апреле (19,7 тыс.).

Вторая волна ограничительных мер, в случае новой вспышки коронавируса, на наш взгляд, принесет меньше потерь, в сравнении с первой волной: тот бизнес, которому удалось остаться на плаву и успешно перепрофилироваться, сможет быстрее наладить работу в уже знакомых обстоятельствах. К сожалению, компании, которые заточены на оффлайн форматы, в особенности событийный маркетинг, рискуют не пережить вторую волну пандемии.

Трудно предсказать, какие решения будет принимать бизнес во время новых ограничительных мер. Мы еще долго не увидим возврата к привычному поведению бизнеса и покупателей, пока у общества не появится уверенность в том, что находясь вне дома, мы находимся в безопасности, и пока вакцина не получит широкого распространения, а случится это не раньше середины 2021 года.

Лучший способ поддержать бизнес в долгосрочной перспективе – по-новому взглянуть на существующий спрос. Руководители должны быть открыты новым способам ведения дел, поскольку многие старые инструменты работы благодаря пандемии ушли в прошлое, и первостепенная задача бизнеса, который хочет удержаться на рынке, - искать новые способы бесконтактного общения и выхода на свои аудитории.

Источник: Wayxar.ru https://wall.wayxar.ru/business/gotov_li_biznes_ko_vtoroy_volne_koronavirusa