184 subscribers

ГАЗ-24 новая Волга

Александр Лекае

ГАЗ-24 новая Волга

С самого начала работ над новой моделью конструкторами подразумевается ее будущее использование в качестве городского такси. Это первоначальное и главное использование "Волги" во многом определяет ее сущность, в которой во главу угла поставлены прочность, неприхотливость и комфортабельность. Скромные динамические качества машины с четырех цилиндровым двигателем не очень смущают создателей: эксплуатационники из таксопарков, как раз просят двигатель поспокойнее, поэкономичнее, способный переваривать казённое низко октановое топливо: для таксомоторов 24-01 базовый двигатель 24Д дефорсируют для работы на 76 бензине.
Именно двадцать четвертая машина навсегда останется в истории, как хрестоматийное советское такси. Ей в той же степени, что и двадцать первой, если не больше, достанется вся столичная таксомоторная романтика с круглыми зелеными огоньками, добрыми таксистами в фуражках, переездами на новые квартиры, встречами в весенних советских аэропортах и проводами на шумных вокзалах под тиканье таксометра.

ГАЗ-24 новая Волга

Все семидесятые годы бледно-зеленые машины заполняют московские улицы, определяют городской пейзаж, в часы пик порой полностью топя в своем шумном потоке служебные черные машины, не говоря уже о немногочисленных, особенно в холодное время года, частных "Жигулях" и "Москвичах". Это не удивительно - за всё время выпуска машины почти половина её годового выпуска будет направятся в таксопарки.
Представители столичных таксопарков и Мосавтолегтранса полноправно участвуют в создании машины. Именно у них по-дружески останавливаются во время командировок в Москву конструкторы. Столичные таксопарки выступают в самом конце шестидесятых, как опорные хозяйства для пробы технических решений, закладываемых в новую машину - только в такси с нормой годового пробега в сто и более тысяч километров можно молниеносно проверить ту или иную задумку, выяснить надежность новых агрегатов, собрать объективную статистику отказов.

ГАЗ-24 новая Волга

Ведущий конструктор Реутов в конце шестидесятых и начале семидесятых объезжает весь Союз от таксопарка к таксопарку в Сочи, Киеве, Днепропетровске, Владивостоке, Уссурийске. В Москве проводятся специальные совещания Мосавтолегтранса с участием всех двадцати двух московских таксопарка и трех автокомбинатов, на которых Реутов обсуждает с будущими потребителями планируемые нововведения.

ГАЗ-24 новая Волга

В отличии от англо-саксонских стран, в СССР не существует традиции создания специальных моделей автомобилей исключительно для использования в качестве таксомоторов. На это, помимо очевидных экономических причин (по расчетам Реутова, только разработка совершенно новой спец.машины такси в семидесятые годы обошлось бы в три с половиной миллиона рублей), есть и важные социальные: всё послевоенное советское время, а в шестидесятые и в семидесятые годы в особенности, поездка на такси – акт для гражданина хоть и сравнительно доступный (километр стоит 10 копеек), но часто торжественный: на такси ездят в театр, на свидания, из гостей. Естественно, подъезжая в парадном костюме к Большому театру, советскому денди хочется выйти из красивой машины «Волга», а не из странноватого скворечника ВНИИТЭ конструкции Долматовского.
Если учесть при этом, что по статистике более 80% поездок проходят без багажа, то использование в качестве таксомотора стандартной «Волги» выглядит еще более оправданным.
Помимо создания специального цвета (бледно-зеленого в начале выпуска и лимонно жёлтого в восьмидесятые годы), дефорсированного мотора, легко моющейся дерматиновой обивки, установленного таксометра с тщательно опломбированным валом, нанесению «шашечек» и ликвидации радио ни каких дополнительных усилий разработка автомобиля-такси не требует. Последний пункт, кстати, так же лоббируется эксплуатационниками: таксопарки не хотят вводить дополнительную штатную единицу для радиотехников.
«Волга» без особых изменений идеальное такси для нового десятилетия. В начале 1968 года на первом собранном в экспериментальном цехе белом ходовом образце такси ГАЗ 24-01 испытывают прозрачную перегородку из плексигласа, установленную за спиной шофера.. Перегородка создает неудобства при посадке и высадке пассажиров, вибрирует на ходу, ухудшает обзор таксометра, осложняет обдув задней части салона, ночью создает блики от света фар идущего сзади транспорта. Планирующаяся, как средство защиты водителя перегородка в сущности только бы поощряла бы неуплату проездов при невозможности заблокировать задние двери и затрудняла бы общение с водителем.

ГАЗ-24 новая Волга

Поэкспериментировав немного с формой перегородки (прямая за задними сиденьями во всю ширину салона или огибающая водительское сиденье), чуждую идею к концу года забрасывают. По очевидным причинам на машине не приживаются тахографы Kienzle производства ФРГ и радиостанции «Гранит». В отличии от предшественницы, новую модель не обделяют полноценным передним пассажирским сиденьем.
Экспериментальный образец с перешедшими от алого эталонного образца номерами «02-59гоб» проходит с января по март 1969 года заводские испытания, в том числе в сравнении с ГАЗ 21Т, ожидаемо превосходит по всем параметрам старую модель и признается соответствующим тех. заданию за исключением недобора 5 км/ч до максимальной скорости. В конце того же года тех. документация на такси выдается в производство. К этому моменту уже несколько десятков экспериментальных машин, созданных на базе обычных седанов, наматывают десятки тысяч километров в столичных таксопарках.

ГАЗ-24 новая Волга

В течении следующих лет теми же небольшими силами создается автомобиль-такси с кузовом «универсал» под индексом 24-04. Работа на такой машине делает любого таксиста ещё более уважаемой персоной: в огромном багажнике можно легко перевезти холодильник или пару предметов тщедушной советской мебели. Грузопассажирское такси начинает выпускаться к концу 1974 года и получает среди таксистов прозвище «кормилица».
В конце семидесятых годов по желанию потребителей газовцы неохотно разрабатывают пластмассовый гребешок для установки на крышу: машины, оснащенные таким гребешками не проходят по высоте в железнодорожные вагоны. Отверстия в крыше для транспортировки заклеивают, а гребешки просто прикладывают в комплект к новому автомобилю. В это же время переходят на новый цвет: потоки транспорта на столичных улицах из фисташковых превращаются в лимонные. Таксомоторы, окрашенные в любые другие цвета делаются в малых количествах по специальным заказам автокомбинатов.

ГАЗ-24 новая Волга

Процесс сборки автомобилей-такси не предусматривает никаких упрощений по сравнению с процедурой для базовой модели, потому по качеству машины не отличаются от стандартных.
Новое такси идеально справляется со своей ролью: оно удобно, просто и безотказно, ему уготована крайне успешная карьера.

Ставим лайки, подписываемся на наш канал, будет много интересного!