Истории (со временем они стали задачками и в той или иной формулировке вошли в разные сборники задач) эти довольно бородатые. Многие даже знают (помнят) решение, но не рассказать про них я не могу, ибо уж очень показательны, почему надо знать физику.
Вот условие первой задачи. Она наиболее показательна и показывает уровень смекалки людей советской школы (хотя задачка настолько старая, что, возможно, главный герой закончил только начальную школу).
Если коротко, то из цистерны со спиртом всегда сливали чуть меньше, чем заливали. Никто никак не мог догадаться, куда же девался спирт?
Уже догадались?
Раскрыть воровство помог инженер-физик. Оказалось, что водитель цистерны просто стелил на дно цистерны большое одеяло из верблюжей шерсти, оно впитывало в себя спирт, а после смены мужчина просто хорошенько отжимал одеяло и получалось что-то около 10 литров.
Не знаю, что потом сделали с водителем цистерны, но, надеюсь, не сослали в Сибирь и не отправили в ГУЛАГ.
***
Вторая задачка тоже связана со спиртом воровством, но решение другое.
Тоже цистерна, тоже герметична. Спирт раздаёт очень точно и под строгую отчётность охранник. В конце дня остатки спирта сливают и все время оказывается на несколько литров меньше, чем должно было быть. В чем дело?
Так как охранник приходит раньше всех, а уходит позже остальных, он делал следующее. Утром в пустую цистерну он подвешивал пустой бидон. Когда цистерны наполняли спиртом, наполнялся и бидон, но когда спирт сливали, бидон по-прежнему оставался полным. А когда все уходили, он просто забирал его и всё.
В первом случае играл роль капиллярный эффект. Именно благодаря ему одеяло из верблюжей шерсти пропитывалось спиртом и не отдавала его.
Во втором случае играет роль даже не физика, а просто находчивость. Как вам задачки? А были ли у вас в жизни ситуации, когда вам пригождались школьные знания физики?