Найти в Дзене
Александр Долгих

Как машинист Борщев с помощью физики, предотвратил железнодорожную катастрофу, а летчик остановил руками пулю

Ещё одна история из цикла "А где мне эта ваша физика пригодится в жизни". История, кстати, абсолютно невыдуманная.

В 1935 году на одной из Южных железных дорог, а если быть точнее, то на перегоне Ельников — Ольшанка один из поездов, следовавших по этому пути, остановился из-за недостатка паров. Паровоз был не в состоянии тянуть весь состав, поэтому машинист отцепил 36 вагонов, оставил их на пути и с несколькими оставшимися вагонами и паровозом-локомотивом отправился к ближайшей станции, чтобы отцепить их и вернуться за остальными.

Всё бы ничего, но на участке, где остались вагоны, был уклон, и вагоны, под которые не было положено противооткатных башмаков, покатились назад. Всё быстрее и быстрее, достигнув скорости 15 км/ч.

Кадр из фильма "Неуправляемый", 2010 год. Режиссёр: Тони Скотт.
Кадр из фильма "Неуправляемый", 2010 год. Режиссёр: Тони Скотт.

Навстречу катящимся назад тридцати шести товарным вагонам ехал второй поезд под управлением машиниста Борщева. Если бы 36 товарных вагонов на скорости 15 км/ч, да плюс движущийся навстречу поезд Борщева с неменьшей скоростью, столкнулись, произошла бы железнодорожная катастрофа.

Но машинист Борщев вовремя заметил опасность и проявил находчивость. Он остановил свой поезд и начал движение в противоположенную сторону, постепенно развив ту же скорость, что и отцепленные вагоны. Таким образом ему удалось принять на свой поезд 36-вагонный состав без малейших повреждений.

Как видите, физика пригодилась обыкновенному машинисту и помогла предотвратить катастрофу. Но это не единственная интересная история, связанная с относительными скоростями.

Во время империалистической войны в газетах писали о любопытном случае. Французский летчик, летевший на высоте около двух тысяч километров, заметил рядом какой-то мелкий предмет. Сначала он посчитал, что это какое-то насекомое, и схватил его рукой. Каково же было его удивление, когда он понял, что это была боевая германская пуля.

Звучит, конечно, как сказка про барона Мюнхаузена, но на самом деле в этом нет ничего необычного и случай действительно мог иметь место быть.

Кадр из фильма "Матрица", 1999 год. Режиссёры: Лилли Вачовски, Лана Вачовски. Нео останавливает пули.
Кадр из фильма "Матрица", 1999 год. Режиссёры: Лилли Вачовски, Лана Вачовски. Нео останавливает пули.

Дело в том, что пуля лишь вылетает со скоростью 800-900 метров в секунду. Затем она замедляется. Если предположить, что эта пуля уже довольно долго летела, её скорость вполне могла снизиться до самолетных 40 метров в секунду.

Если в этот момент пуля и самолет оказались рядом, относительно друг друга они двигались едва заметно и летчик спокойно мог схватить пулю руками. Единственное "но" — после долгого полета она должна была сильно нагреться и летчик должен был быть в перчатке.

А вот ещё несколько интересных историй и фактов, связанных с физикой:

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Американский шпион
Ильхам Ягудин Анекдот об американском самолёте-шпионе с юмором рассказывавшийся в СССР.     Мишка летом работал помощником комбайнёра у своего отца.  Комбайн СК-3*  совхоза «Авангард»  проработал один  сезон до этого  и,  по меркам даже тех времён, не очень стар по сроку эксплуатации.      Не то корабль полей попался отцу Михаила не очень удачной сборки с завода, не то сам механизатор был никудышный    -   эта техника  отечественного сельскохозяйственного машиностроения ломалась часто.      Время где-то конца шестидесятых  и начала семидесятых двадцатого столетия нашей эры...
В Петербурге уволили очередного машиниста «теплоэлектрички». Ее очень любят жд-фанаты
Из Петербурга в Советский ходит необычная электричка. Часть пути она проходит с тепловозом. В прошлые годы на этой линии курсировали старые рижские электропоезда. Проводы одного из них обернулись скандалом и увольнением машиниста. Судя по всему, маршрут оказался «несчастливым», и в июне 2024 года из-за ошибок отсюда уволили еще одного машиниста. Маршрут Советский – Петербург электрифицирован лишь наполовину. Электропоезда на нем едут своим ходом до Зеленогорска, далее до Советска их тащит тепловоз...
“Да это же теоретики, лучше сыпьте как я сказал” — вот что происходит, когда начальник вмешивается в работу опытных прорабов
— Ох, ребятки, вот вам история, чтобы вы знали: на земляных работах никогда нельзя экономить. Особенно если вы строите железнодорожную насыпь. Так бывает, что перед строительством колышек поставишь не туда — потом насыпь такая получится, что на ней только скот пасти, а не поезд пускать. Помню, как-то на Забайкальской железной дороге случился один такой случай. Появился у нас один умник, который решил, что знает, как сделать лучше... Это было где-то… начало двухтысячных, лето жаркое, пыль от техники...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты