Как подготовить спикера к интервью: инструкция для медийщика

22 July

1. Пресс-секретарь – это не статус, и не звание (например, «великий визирь при падишахе»). Пресс-секретарь – это работа, трудная, сложная, но интересная.

2. Соглашайтесь на интервью с первого раза. Даже если тема не совсем ваша – пообщайтесь с журналистом по поводу корректировки тем или вопросов в нужное вам русло.

3. Не нужно требовать главного редактора, чтобы интервьюировать вашего шефа. Взять интервью может и корреспондент редакции. Не перегибайте со "статусностью".

4. Общение с журналистом важно, оно никогда не заменит высланный готовый текст интервью. Зачастую именно общение помогает журналисту понять тему.

5. Перед интервью ознакомьтесь со СМИ. Вы должны понимать тематику, рейтинговость СМИ, спикеров у данного издания. Что ранее данное СМИ писало о вашем руководителе, предприятии, а что писали о вашем конкуренте.

6. Выясните все детали интервью: фото/видео/аудио формат, место проведения, «задник» (если будет видео/фото). Исходя из этого необходимо подобрать руководителю соответствующую одежду. На телеэкраны нельзя надевать в полоску, "рябушку", гусиную лапку – будет рябить на экране. Лучше максимально однотонные вещи, делового стиля.

7. Всегда нужно заранее оговаривать регламент интервью: если передача 20 минут, а руководитель наговорит на 50 минут – новости не сдвинут. Если статья 5 000 знаков, а руководитель наговорит на альманах – полосы у газет для вашего интервью не увеличат.

❗Регламент – это не только длительность, но и возможные отклонения от темы или дополнительные вопросы. Все это нужно оговорить до начала интервью.

8. Запросите примерные вопросы или темы интервью. Журналисты не эксперты в вашей области, они не должны знать разницу между, например, «эпидемией» и «пандемией». Вы, как эксперты, должны помочь (не указать на ошибки), а ПОМОЧЬ журналисту разобрать в вашей теме.

9. Переносы времени и места интервью – это недопустимы. Журналист – не обслуживающий персонал, у него есть работа. Ваш руководитель – не Бог на земле, чтоб журналист мчался к нему в 5 утра и ждал до 10 ночи его явления. Если интервью нужно перенести обязательно нужно известить об этом заранее и извиниться. Практика взаимного уважения поможет в работе с любым СМИ.

10. Если интервью письменное, даже если журналист пришел с фотоаппаратом, вышлите после интервью портретные фото вашего руководителя (спикера).

11. Если интервью проходит на вашей территории. Правило хорошего тона – встретить журналиста и провести его к месту интервью. Чтобы у него не возникло сложностей с пропуском и он не блуждал по коридору. Также уточните за транспорт, чтобы журналист мог воспользоваться вашей парковкой, а не нести камеру 5 км к проходной.

12. Перед интервью необходимо уточнить ФИО и контакты журналистов. Предупредить руководителя (спикера) о фамилии и имени журналиста. Чтоб в беседе он мог обратиться по имени. Это расположит журналиста к вашему руководителю (спикеру).

13. Если вы договариваетесь на «эксклюзивное» интервью, то не нужно приглашать на него другие СМИ.

14. Любого руководителя (спикера), даже если он умный и прекрасно говорит экспромтом, нужно готовить к интевью. Начиная от внешнего вида, заканчивая справками. Помните, «лучший экспромт – заранее подготовленный и отрепетированный».

15. Через интервью вы не просто отвечаете на вопросы – вы доносите журналисту (а через него изданию и региону) – мысли, знания, посылы.

16. Старайтесь, чтоб руководитель (спикер) не отвечал на интервью читал по бумажке. Подсмотреть цифры – можно. Но говорить он должен от себя. Это расположит аудиторию у экрана к вашему руководителю.

17. Нормальная практика – репетиция интервью один на один со спикером. Особенно если это видеоинтервью. Запишите интервью на телефон и покажите руководителю (спикеру). Пусть сам посмотрит на себя со стороны: как качается на стуле или жует слова.

18. Слова должны быть простыми, максимально необходимо уходить от терминов или иностранных/сложных слов.

Если зритель чего-то не понимает, то подсознательно он думает, что его обманывают.

Поэтому на интервью необходимо говорить простым, человеческим языком. Если использование терминологии неизбежно, то необходимо пояснять их значение.

19. Просчитайте заранее каверзные вопросы, которые могут возникнуть у журналиста, чтобы заранее подготовить руководителя. Также заранее подготовьте шутки или анекдоты в тему, а также «незатасканные сравнения».

20. В интервью должны быть цифры! Данные по отрасли, анализ с конкурентами. Любые цифры, но не нужно переводить интервью в доказательство математической теоремы.

21. Хвалить себя в интервью – неправильно. Это может сделать журналист в итоговом материале. Вы можете сделать акценты на том, в чем вы лучшие и первые. Но не переусердствуйте.

22. Создайте условия для интервью. Если оно проходит на вашей территории: на столе должен быть порядок, секретные бумаги должны быть убраны, в мобильные и стационарные телефоны должны быть отключены, в кабинет не должен никто врываться, за дверью кабинета не должно быть дискотеки или любого другого шума.

23. Перед началом интервью посмотрите как выглядит ваш руководитель (спикер). Не торчат ли волосы, нет ли перекошенного галстука. Если это видеоинтервью посмотрите через камеру – не торчит ли чего. Внешний вид спикера – это забота пресс-службы, не ведущего и не оператора.

24. Во время видеоинтервью недопустимо: ерзание или качание на стуле (закрепите или поменяйте стул), ковыряние в носу, истерическая жестикуляция, дергание глаз, рук, носа. Все жесты отвлекают зрителя от того, что говорит спикер.

25. Журналисту перед интервью предложите чай, кофе, печеньки. ПЕРЕД, а не вовремя! Также некрасиво смотрится в кадре, когда руководитель сидит в кабинете, говорит о развитии отрасли и попивает кофе, а журналист - нет.

26. Если ваш руководитель запнулся или попутал цифру. Ни в коем случае не перебивайте его сразу же. Сделайте себе пометку. Когда спикер закончит отвечать на вопрос или интервью. Обратитесь к журналисту и спикеру: попросите переписать кусок интервью, где была ошибка. Если вы будете перебивать в ходе интервью, то собьете с мысли, также будет потом сложно при монтаже видео.

27. Перед интервью дайте журналисту листик с ФИО спикера с расстановкой ударения в фамилии. Это нормальная практика!

28. По правилам хорошего тона – журналиста после интервью необходимо провести «до порога».

29. Если руководитель упоминал много цифр или официальных названий (документов), пришлите потом эти цифры в качестве справки журналисту.

30. Когда вам высылают печатное интервью на предпросмотр – вы должны ВЫКЛЮЧИТЬ свой «редакторский зуд» и править только ошибки или неточности. Не нужно переписывать все интервью!

31. Нормальная практика – попросить прислать ссылку на интервью после его выхода.

32. После опубликования интервью – свяжитесь с журналистом и поблагодарите за проделанную работу. Так с вами будет хотеться работать еще. Вышедшее интервью необходимо опубликовать также на своих ресурсах, с отсылкой на издание/канал.

33. Забудьте фразу «не для записи» или «не для камер». Только журналист услышит эту фразу, так все последующие слова он внимательно послушает и запомнит. Да, они могут не взять это в это интервью, но данная информация может «всплыть» потом в другом месте.

Здесь собраны, на мой взгляд, ключевые советы. Какие советы вы порекомендуете дописать? Жду в комментариях 👀