Соглашение с Суданом о создании базы ВМФ РФ ожидает подписи президента!

17 November 2020

Глава правительства Михаил Мишустин одобрил проект соглашения между Россией и Суданом о создании пункта материально-технического обеспечения Военно-морского флота России на территории Судана. Премьером поручено представить предложение о подписании соглашения президенту. Проект разрабатывался с участием Министерства обороны и согласован с МИДом. Предварительно он был проработан и суданской стороной.

Еще в прошлом году в Сочи прошел саммит «Россия – Африка», участниками которого стали представители из 50 африканских государств. Со многими из них российские военные имеют договоры о сотрудничестве.

Ранее мы уже вели переговоры по созданию базы ВМФ на континенте. В частности, речь шла о Сомали или Джибути. На побережье последней развернуты базы США, Китая и Франции. Но переговоры окончились ничем. Очевидно, из-за противодействия западных стран – участниц НАТО. Но надо отдать должное нашему упорству – было подписано соглашение с Суданом. Так что теперь некоторым европейским и азиатским конкурентам придется потесниться.

Согласно опубликованному документу база на Красном море, которое является одним из важнейших торговых путей в мире, должна будет служить исключительно мирным и оборонительным целям ВМФ РФ. Там намечено развернуть логистический центр и пункт обслуживания кораблей. Деятельность базы не будет направлена против других государств.

База расположится в Порт-Судане, одном из двух портовых городов на суданском побережье Красного моря. Планируется, что на «российской территории» разместят до 300 военнослужащих, четыре военных корабля ВМФ России, в том числе и с ядерной энергетической установкой. Понятно, что все это будет прикрыто средствами ПВО и РЭБ. Кроме того, Минобороны хочет получить право ввозить на свою базу любое вооружение и боеприпасы, оборудование и материалы без дополнительных пошлин. Корабли, авиация и транспортные средства должны быть объявлены неприкосновенными, пользоваться иммунитетом от досмотра и ареста.

Строительство базы и ее содержание будет оплачивать российский бюджет. Внешняя охрана базы организуется военными Судана.

Соглашение рассчитано на 25 лет и может быть автоматически продлено на 10 лет с оговоркой: «Если у сторон не будет возражений».

Отметим, что новая Россия, хотя и считается правопреемницей СССР, потеряла все военно-морские базы Советского Союза на Ближнем Востоке и в Африке. Лишь в сирийском Тартусе мы сегодня имеем пункт материально-технического обеспечения ВМФ – правда, разросшийся до размеров полноценной базы. Наш флот вновь возвращается в места, где советский военно-морской флаг был привычным для всех. Ведь когда-то в Красном море на эфиопском острове Нокра в архипелаге Дахлак у СССР была военно-морская база, закрывшаяся в 1991 году.

Новая база ВМФ России будет занимать выгодное геостратегическое положение. Напротив – побережье Саудовской Аравии, на север – Египет, южнее – Эфиопия. Плюс выход на южном направлении в Аденский залив Индийского океана между Африканским Рогом и Йеменом, где в советское время располагалась военная база ВМФ СССР «Ходейда».

Из Судана Россия сможет по крайней мере держать в поле зрения обширные части арабского региона и Африки. Да и Красное море, являясь важной судоходной артерией через Суэцкий канал, связано как-никак со Средиземным морем.

Сможет ли военное присутствие России способствовать сохранению мира и стабильности в регионе – не уверен. При наличии здесь других зарубежных баз продолжаются боевые действия в Ливии, Сирии, до сих пор не уничтожены сепаратисты, пираты и исламские террористы в Сомали или Эфиопии, других странах африканского региона.

Но вот то, что у российских моряков теперь появится еще одно место отдыха после длительных вахт и это без ущерба боевому дежурству – ведь на берегу их уже будет ждать отдохнувшая смена, надо только приветствовать.

Более 8.5 тысяч человек каждый месяц ищут информацию о Суэком канале, поэтому я решил собрать в одной статье все основные факты об этом сооружении.

Суэцкий канал - это бесшлюзовый канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Строительство этого канала существенно сократило торговые пути, теперь нет необходимости плавать вокруг всего африканского континента.

Находится Суэцкий канал в Египте, именно здесь было кратчайшее расстояние между двумя морями.

Вот так вот всё это выглядит на карте:

Суэцкий канал на карте, взято с Яндекс.Картинки
Суэцкий канал на карте, взято с Яндекс.Картинки
Суэцкий канал на карте, взято с Яндекс.Картинки

И ещё одна карта:

Суэцкий канал на карте, взято с Яндекс.Картинки
Суэцкий канал на карте, взято с Яндекс.Картинки
Суэцкий канал на карте, взято с Яндекс.Картинки

С одной стороны канала находится город Суэц, по имени которого и назван канал, на противоположной стороне (со стороны Средиземного моря) стоит город Порт-Саид.

Ещё во времена фараонов существовал канал, соединяющий Красное море с Нилом (от Суэца на запад, чуть выше Каира). Следующей попытки строительства пришлось ждать до 19 века.

Первые изыскания начались ещё при Наполеоне Бонапарте. В итоге одобрение всех заинтересованных сторон было получено в 1855 году, компания для его строительства была основана французами в 1859 году. Стройка шла небыстрыми темпами и канал был открыт для судоходства только 17 ноября 1869 года.

Общая длина канала составила 173 километра, из них 161 км непосредственно через сушу, ещё на 9 километров канал продолжается в Средиземное море (в том смысле, что его пришлось углублять) и на 3 километра в сторону Красного моря.

Ширина канала по поверхности воды составляет 120-150 метров, а по дну 45-60 метров, то есть профиль канала не прямоугольный, а в виде трапеции. Глубина канала сейчас составляет 20 метров.

В 2104-15 годах был построен так называемый Новый Суэцкий канал. Параллельно старому каналу египтяне прокопали ещё один, но не полностью, а только на 35 километров, дальше он соединяется со старым. Это позволило увеличить пропускную способность канала. Теперь корабли могут двигаться одновременно в двух направлениях.

Пропускная способность старого канала составляла максимум 49 судов в сутки. Со строительством второй ветки пропускаемость увеличилась до 97 кораблей в сутки, то есть в 2 раза.