Кому нужна правда о Донбасской войне?

13 February
Кому нужна правда о Донбасской войне?

Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино.

(В.И. Ленин)

Запланированная в Центральном доме кинематографистов (Доме кино) в Москве презентация дебютной полнометражной киноленты киностудии «Лугафильм» (ЛНР) «Ополченочка», режиссера Алексея Козлова сорвалась из-за позиции руководства учреждения. В частности, члены худсовета посчитали ленту, рассказывающую о событиях Донбасской войны, длящейся уже семь лет, излишне жестокой и политизированной. Подобное отношение российских деятелей культуры к фильму, снятому в ЛНР, вызвало предсказуемую и бурную реакцию общественности.

Продюсер фильма, директор студии «Лугафильм» Роман Разум рассказывае т: «Кинопрокат в России нашей ленте не светит точно, прокатчики сказали, что не станут вкладываться в рекламу нашего фильма, а сами мы не сможем, поскольку это сотни миллионов рублей. Да и, в целом, у нас сложилось ощущение, что то, какое кино смотреть в России, решают зарубежные студии, в том числе и какие патриотические ленты можно показывать, а какие нельзя. Потому что в патриотической тематике упор делается на период Великой Отечественной войны, что очень важно, конечно, но это наше прошлое, а реальность уже другая» .

На защиту подвига советского народа в годы Великой Отечественной встало российское государство. Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская выступила с инициативой о запрете приравнивания СССР к нацистской Германии, и ее поддержал президент РФ Владимир Путин, который поручил Госдуме подготовить в весенней сессии проект закона о запрете публичного отождествления роли СССР и гитлеровской Германии. И это правильно. Но ведь желающие переписать историю и пересмотреть итоги Великой Отечественной войны плодятся и множатся прямо здесь и сейчас, а каково мнение Российской Федерации на счет современного неонацизма, возрожденного западными кукловодами на постмайданной Украине? Кто и как защитит правду о сегодняшней героической борьбе Донбасса с бандеровщиной киевского разлива?

Украинские деятели «культурки» годами надрываются на ниве русофобской пропаганды, проталкивая свое ущербное видение Донбасской войны на все возможные площадки. В 2017 году кинематографическое извращение «Полет пули» (режиссер Беата Бубенец) о нелегкой доле нацистов — боевиков «Айдара»* (запрещен в РФ) в рамках фестиваля «Артдокфест» демонстрировалось в Москве, в кинотеатре «Октябрь», а до этого было показано в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. И никакие российские официальные структуры в это безобразие не вмешивались, как будто так и надо — в городе-герое крутить «фильму» про няшек-бандеровцев. Остановили этот кошмар, как это обычно и бывает, рядовые граждане, неравнодушные патриоты, которым было невыносимо наблюдать в столице России глубоко антироссийское пропагандистское кино, и которых задержали сотрудники правоохранительных органов за срыв показа.

Сама Бубенец просто млела от ненаглядных «айдаровцев», поливая грязью жителей восставшего против неонацизма Донбасского края: «Я на стороне украинцев. Я ведь не зря там говорю, что вот такие сепаратисты трусливые, не потому что я хотела угодить тем самым айдаровцам. Я действительно так считаю… Донбасс привык жить, встроенный в определенную систему. Если разрушить эту систему, они не знают иного способа существования. Поэтому они боятся брать ответственность на себя, они не привыкли жить по-другому» . И этой махровой русофобке и поклоннице нацистских бандформирований в РФ дали зеленый свет, а луганским патриотам все входы и выходы закрыли, доставив немалую радость украинствующим не-братьям, которые сейчас утробно ржут над тем, что «боевикам самопровозглашенной ЛНР» Москва запретила показывать пропаганду про «оккупированный Донбасс».

Между тем, неонацистская идеология шагает по планете в виде кино — «важнейшего из искусств». Насквозь пропагандистский и лживый фильм «Киборги», посвященный «героическим защитникам Донецкого аэропорта от российских оккупантов» (прости, Господи), был показан в Минске, Таллине, Вене, Вашингтоне, Варшаве, Гааге, Брюсселе, Вильнюсе, Будапеште, Загребе, Хельсинки, Оттаве.

Или военная трагикомедия «Донбасс» — совместное производство компаний из Украины и еще четырех европейских стран – Германии, Франции, Нидерланд и Румынии. Режиссер этой дорогостоящей ахинеи Сергей Лозница выступил на пресс-конференции Каннского фестиваля, куда привез свой кинопродукт, и вряд ли его пламенная речь отличалась от того, что он обычно говорит в интервью: «Донбасс не регион, а понятие, и это стало возможно потому, что криминальные отношения там — основа жизни, и у многих людей, живущих там, нет почвы под ногами. И это проблема, с которой любой власти в Украине придется иметь дело, а нам, ее жителям — повседневно сталкиваться» . Эту ленту ее создатели собирались демонстрировать и в Москве, но потом почему-то отказались от этой мысли — и слава Богу.

Кинобред «Атлантида» номинирован на премию «Оскар», а на 76-м Венецианском международном кинофестивале даже получил специальный приз. Краткое содержание этого увража потрясает воображение: «События фильма разворачиваются в 2025 году, после будущей победы Украины в войне с Россией. Оккупированный Донбасс возвращен в состав страны, но его территории признаны непригодными для проживания. Однако на фоне опустошения рождается новая любовь» .

Всей этой хорошо организованной кинематографической атаке Россия смогла противопоставить разве что нашумевшую картину «Крым», проспонсированную, к слову, министерством обороны РФ, в которой создатели бегали как нечистая сила от ладана, от любой политизации. В результате получилось то, что получилось: как метко выразился публицист Павел Раста «три «б» — беззубо, бездарно, бессмысленно, сделав неутешительный вывод «кто не желает или боится транслировать собственную государственную идеологию, обречены на то, что их население будет употреблять чужую».

Уже упомянутый директор «Лугафильма» Роман Разум в недоумении разводит руками, слушая аргументы, больше напоминающие дешевые отмазки, российских кинодеятелей по поводу отказа в презентации «Ополченочки» в Москве: «Сказали, что наш фильм – это сплошь политика и жестокость. А поскольку в сентябре в России будут выборы, они хотели бы избежать политизированности. На мой взгляд, это ничто иное, как трусость культурной элиты России, которая боится признать борьбу Донбасса. Неприятно, мерзко. Потому как в формате ток-шоу на российском телевидении говорится совсем другое, но так такой формат – в одно ухо влетело, из другого вылетело, а кинолента – это важный культурно-исторический продукт, который заставляет сопереживать, осмыслять и обращаться к теме Донбасса даже далеких от нее людей. Мы обращались и по поводу показа фильма на российских телеканалах, но там говорили примерно то же, что это «политика», ищите, мол, понимание в Администрации президента, если там дадут добро, то мы поставим в эфир» .

А что эти нежные создания ожидали увидеть в фильме о войне? Любовь-морковь и лютики-цветочки? Война обычно и бывает жестокой, если кто до сих пор не знал, граждане ЛДНР семь лет сражаются и выживают в жестокости, на которую российским чиновникам слабость нервов смотреть не позволяет. Возможно, «Ополченочка» — не шедевр мирового кинематографа, но в битве пропаганд она оружие, не только не уступающее по силе воздействия всяким отвратным «киборгам», а многократно превосходящее их, но в любом случае другого у нас для вас нет. Пока нет.

Независимый британский журналист и видеоблогер Грэм Филлипс, известный репортажами из охваченного войной Донбасса, в свое время сказал, что западу правда не нужна, она только мешает подаче материала в необходимом ключе, поэтому там и не проявляют объективности в репортажах об Украине и Донбассе. И ни «Ополченочке», ни иным кинолентам о Донбасской войне, если такие появятся и будут сняты максимально объективно, не светят ни Канны, ни Венеция, ни «Оскар». Но нужна ли эта правда самой России, в лице чиновников от кинематографа привечающей явных идеологических врагов типа Бубенец и отвергающей луганских братьев, вот в чем вопрос.