Не узнаю тебя, Россия или Шапко-кот вне политики

Фото: Instagram.com/@olympic_russia
Фото: Instagram.com/@olympic_russia
Фото: Instagram.com/@olympic_russia

Неумолимо приближаются летние Олимпийские игры в Токио, и чаша унижений, которую суждено испить России, продолжает наполняться тошнотворным содержимым: помимо «альтернативного» гимна и белого флага с российской сборной едут ее талисманы. Когда я впервые увидела «мишку-неваляшку», которого острословы в соцсетях уже окрестили «синей клизмой» (надо признать, определенное сходство есть), и «шапко-кота», изукрашенного разноцветными закорючками, первая мысль была о том, что наверное опять шутники из ИА «Панорама» над беззащитной аудиторией прикалываются.

Оказалось, что реальность уверенно обошла на поворотах истории самые смелые игры воображения. На официальной странице соревнований в Instagram задорно и весело сообщили: «Мишка — настоящий весельчак и компанейский парень, который не упустит возможности пошутить. Кот достаточно серьезный, основательный. Иногда может, конечно, и подколоть, но всегда по-доброму». Сейчас даже не столь важно, сколько бюджетных денег получили создатели этих увражей (сколько бы ни было, это неоправданно много, глядя на результат трудов), не менее важен посыл, который наши талисманы несут всему миру.

Как известно, всякий символ  — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Но какие идеи, понятия и явления призваны выразить талисманы российской сборной? Синий медведь-мутант с агрессивно-глупой мордой — это олицетворение того самого «медведя, который свою тайгу не отдаст», а синий он потому, что выпил лишнего или замерз, так как до его глубинки газификация страны не дошла? Шапко-кот работы неизвестного таксидермиста, по которому ползают разноцветные черви, что именно символизирует — что мы всех шапками закидаем, или наоборот, нас на шапки пустят? И самый главный вопрос: при чем тут Россия? Что собственно нашего, родного, исконного можно разглядеть в этих безликих фигурах, которые с тем же успехом могут представлять любую страну мира, при условии, что она на этот позор согласится?

Живописными талисманами, сложный символизм которых не представляется возможным разгадать, вышеупомянутая чаша унижений не ограничена: Олимпийский комитет России (ОКР) подготовил для российских спортсменов специальную методичку с «наиболее возможными вопросами» и желательными на них ответами, мол, зарубежные «партнеры» славятся своими провокациями, а мы от них красиво будем уходить. С одной стороны, подобный подход говорит о том, что чиновничество не уверено ни в адекватности спортсменов, ни в их патриотизме, коль скоро любой западный писака может простым вопросом загнать их в тупик. С другой же — считать скользким и неоднозначным вопрос вроде «чей Крым?» уже ни в какие рамки не лезет, кажется, для россиянина вариант ответа существует только один: «Крым наш, и точка», а заграничные провокаторы могут по этому поводу бесноваться сколько угодно. Мы угадали? Нет, не угадали: на вопрос о Крыме российскому патриоту за рубежом следует заметить, что  «спорт должен оставаться вне политики», еще лучше «No comment», и уж совсем хорошо — вовсе отморозиться и сделать выражение лица как у «мишки-неваляшки», чтобы раз и навсегда отпугнуть назойливых интервьюеров.

В этой связи невольно вспоминается недавний скандал на Евро-2020, где сборная Украины по футболу представила свою форму с картой Украины, которая включает в себя полуостров Крым и националистическим лозунгом «Слава Украине — героям слава». Президент РФС Александр Дюков выступил с просьбой разобраться со столь вопиющей политизацией спортивного состязания, и господа из УЕФА приняли половинчатое решение: футбольная ассоциация Украины должна убрать с воротничка футболки надпись «Героям слава!». Остальные же элементы дизайна формы — карта страны с Крымом и надпись «Слава Украине!» — не противоречат правилам и могут оставаться неизменными. Мне категорически отвратительно агрессивное украинство бандеровского разлива во всех его проявлениях, но приходится признать тот неприятный факт, что постмайданная киевская хунта в отличие от чересчур мирных российских "шапко-котов" прекрасно понимает, что выражение "спорт вне политики" - это бред альтернативно одаренного. Соответственно, и свою повестку выставляет на всеобщее обозрение при любой возможности, нагло, вызывающе, демонстративно и без всяких стыдливых «No comment».

Представитель МИД РФ Мария Захарова тогда заявила: «Спорт не поле боя, а поле состязаний; не политическая арена, но арена достижений физической культуры. Становитесь спортивными героями, и будет вам слава. Именно так, а не националистическими лозунгами следует прославлять Родину». Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков был еще более сдержан: «Это прерогатива УЕФА. Спорт должен быть без политики». Спортивный комментатор Дмитрий Губерниев выразился в том же духе: «Меня бесит то, что все обсуждают форму сборной Украины, а не российский спорт. Мы должны заниматься собственной страной, а мы обсуждаем форму, которая никак не связана с нашей страной. Крым — наша земля, и точка. Все равно, что они там намалюют. С ластиком мы к ним подбегать не будем». Он правильно сказал: мы, россияне, ни к кому с ластиком подбегать и доказывать свою правоту не будем, но это не значит, что не подбегут к нам и не сотрут нашу идентичность просто потому, что могут.

Помните знаменитую Олимпиаду-80 в Москве? Ее бойкотировали 65 стран, включая США, Китай, Канаду, Турцию, Японию, ФРГ, американский президент Картер и вовсе настаивал на переносе Олимпиады в другую страну. В СССР и тогда находились любители лозунга «спорт вне политики», например журналист В. Познер говорил: «Я, вообще, сторонник идеи де Кубертена, который говорил, что Олимпийские игры — это торжество отдельно взятого спортсмена. Будь моя воля, не было бы никаких флагов, я бы праздновал победу отдельного спортсмена, но тут уже ничего не изменишь. Это так и воспринимается в мире: слава Америке, России, Китаю и так далее». Но даже он сообразил, что слава спортсмена-победителя - это слава страны, которую тот представляет, показатель ее жизнеустойчивости и успешности, а значит, политика в чистом и незамутненном виде. Несмотря на международный «вой на болотах» московская Олимпиада вошла в историю как грандиозное спортивное событие мирового масштаба, в котором приняли участие 80 стран, было установлено 74 олимпийских и 36 мировых рекордов. А незабываемым талисманом игр стал знаменитый Мишка, прощальный полет которого на закрытии состязаний вызвал слезы у тысяч людей — и спортсменов, и болельщиков.

Фото © ИТАР-ТАСС
Фото © ИТАР-ТАСС
Фото © ИТАР-ТАСС

Что случилось с Россией — ядерной сверхдержавой, богатейшей страной мира, правопреемницей Советского Союза, которая будто стесняется самого факта своего существования на мировой арене и готова отступать, вилять, юлить, идти на компромиссы и демонстрировать свою покладистость там, где это совершенно неуместно и более того, вредит национальным интересам и государственному престижу страны?

Профессор С.С. Сулакшин, автор Программы мирного, законного переустроения страны «Настоящий социализм. Новая стратегия успешной России» указывал: «Наша страна не только самая большая в мире, не только страна с длительной историей, не только этнически, культурно и цивилизационно разнообразная, и при этом объединенная русской доминантой, наличием уникальных скреп и особенностей. Страна прошла колоссальные испытания, подарив миру открытия и уроки, опыт созидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Но в нашей истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Россией вновь встает вопрос о путях развития, об угрозах народосбережению, передовому характеру экономики, социальному устройству, науке, культуре и образованию, вопрос об авторитете и влиятельности в мире, о ее устойчивом развитии в будущем». О каком же развитии при путинизме может идти речь, если даже на примере олимпийских талисманов налицо катастрофическая деградация символов и смыслов — от любимого всеми дружелюбного, волшебного, обаятельного Мишки до «синей клизмы», которая если что и символизирует, то хроническое и усугубляющееся нездоровье смыслов, достоинства, культуры общества и государства?

Если вспомнить недавнюю битву за боевую и героическую песню «Катюша», с которой наши спортсмены в отсутствие гимна планировали выступать на соревнованиях, но всемогущий МОК сказал веское «нет», и ОКР молча утерся нейтральным флагом, то складывается впечатление, что путинские чиновники поставили себе задачу держать россиян в состоянии перманентного «испанского стыда». Правда, нам в порядке компромисса «уважаемые западные партнеры» любезно разрешили использовать фрагмент концерта для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского в качестве музыкального сопровождения протокольных мероприятий, что внезапно повысило интерес к творчеству Петра Ильича в самой РФ, так что нет худа без добра.

В советское время часто передавали Первый концерт для фортепиано с оркестром по телевидению и радио, пластинки фирмы «Мелодия» выпускались миллионными тиражами, особо любимой и ценной в среде меломанов считалась запись в исполнении американского пианиста Ван Клиберна (Клайберна), первого победителя Международного конкурса имени Чайковского. Когда транслировали концерт по телевидению, видно было, как в огромном концертном зале люди слушали музыку, затаив дыхание, и так же слушали тысячи людей возле экранов. Концерт звучал как гимн торжества величия России — культурного, исторического, цивилизационного, гимн победы добра над злом, света над тьмой. И это настроение было созвучно каждому гражданину, атмосфере жизни того времени, поэтому Первый концерт Чайковского был так всенародно любим не только в нашей стране, но и за ее пределами, универсальным языком музыки провозглашая миру миссию, идеал, саму суть русской российской цивилизации, объединяя сердца, умягчая нравы и стирая границы непонимания между людьми доброй воли.

Но будет ли грандиозное произведение русского гения звучать так же органично, величественно и жизнеутверждающе на фоне слабоумного мишки-неваляшки, червивого шапко-кота и белого флага капитулянтов, которые не знают, чей Крым?

P.S. Оказывается, зарубежные пользователи стримингового сервиса Spotify слушают сочинения композитора Петра Ильича Чайковского, а также песни рэпера Моргенштерна и группы «Тату» чаще других российских музыкантов. И вот смотрю я на унылых синего мишку-неваляшку, шапку из несчастного кота (кот-то вам чем помешал, ироды?) и думаю - может нашим спортсменам все-таки Чайковского не трогать, а под актуального Моргенштерна выйти, он ведь своего рода герой нашего времени и знаковый символ эпохи развитого путинизма, проходящей под девизом "чем хуже, тем лучше"? Уж если начали позориться, то надо идти до конца - быстрее, выше, сильнее.