Шапкозакидательские фразы типа «Да ладно, прорвемся!» по сути, отражают сомнение человека в серьезности происходящего. Сомнения, переходящего в отрицание собственного участия в этом происходящем. Участия любого, не обязательно активного, но участия в том смысле, что происходящее все равно этого человека заденет.
Постоянно находиться в состоянии необоснованного оптимизма люди могут по нескольким глубинным причинам:
Первая – это попытка реализовать собственное стремление прослыть «молодцом» на фоне других, менее храбрых людей: дескать, для меня ерунда всё то, что является проблемой для окружающих. Но «трезво оценивать ситуацию» и «бояться» - это совершенно разные вещи. Для трезвой оценки нужно обозначить свои риски. Не нужно громко объявлять о том, что на самом деле дела обстоят совсем не так оптимистично, достаточно понять это для самого себя.
Если отказ от громких заявлений для такого человека сродни признанию своей слабости, то еще не поздно подумать о том, как этот человек будет выглядеть, когда ситуация на самом деле станет серьезной, а он упустит время для адаптации к ней? Неужели тогда окружающие не увидят, что его бравурные заявления были лишь бравадой? И что тогда будет с его репутацией «молодца»?
Почему-то мы считаем, что отказаться от своих первоначальных утверждений – это нечто вроде предательства. Это одна из очень серьезных психологических ошибок, основанная на том, что мы путаем убеждения с утверждениями. Убеждение – это элемент мировоззрения, то есть существующее некоторое время, прочно сложившееся мнение; а утверждение – всего лишь однажды сделанное заявление.
Сам факт громкого заявления о чем бы то ни было еще не означает необходимости следовать этому заявлению всю жизнь. Часто достаточно признать свою ошибку и быстро ее исправить, чем отрицать очевидное. В этом случае это не верность убеждениям, а простое упрямство или «страусиная политика». И в момент кризиса она означает упущенное время и, в конечном итоге, серьезные проблемы с адаптацией к изменениям.
Продолжение следует