7 шагов к новой жизни
Ваше ООО давно не работает и только тратит ваши деньги на его обслуживание? Вы давно хотите его закрыть, но нет времени вникнуть и понять как это делается. Процедура непростая, но мы постараемся рассказать вам ее просто и понятно.
Процесс добровольного закрытия ООО долгий, может растянуться до года, а делать все надо скрупулезно, чтобы не получить отказ или внезапные налоговые проверки. Как говорят: «Семь раз отмерь — один отрежь».
Шаг 1: назначаем ликвидатора
Ликвидационная комиссия и ликвидатор компании — кто это? Это самое важное, с них и начинаем. Решили — закрываемся.
Для начала процесса нужно назначить человека, который будет всем этим заниматься.
Проводится собрание учредителей ООО, утверждается состав ликвидационной комиссии и выбирается «ликвидатор» (или назначается единоличный ликвидатор).
Ремарка:
Если компания открыта в одиночку, то готовится решение этого самого единого учредителя о назначении ликвидатора.
Ликвидатор ООО — это человек, решающий любые вопросы по ликвидации компании. Он может быть назначен:
- из числа участников ООО,
- из числа сотрудников компании,
- или быть человеком, никаким образом не связанным с юр.лицом, готовящимся к ликвидации.
Шаг 2: «всегда помним о ФНС» — вовремя уведомляем налоговую
Налоговая хочет знать все о деятельности компании, а тем более — о перспективе ее ликвидации.
В местный орган ФНС, вместе с бланком уведомления, подается оригинал протокола с решением о старте процесса закрытия предприятия и о назначении ликвидатора (комиссии).
Дальше дело за ФНС — они должны внести в ЕГРЮЛ данные о том, что ваше ООО вскоре будет ликвидировано.
Ремарка:
Раньше нужно было рассказать о закрытии еще и фондам. Теперь процесс автоматизирован — ПФР и ФСС получат необходимые данные напрямую от налоговой.
После того, как налоговики внесут все данные об изменившемся статусе компании, на сайте ФНС появится запись о том, что ООО «в процессе ликвидации».
Шаг 3: уведомляем кредиторов
Чтобы ликвидация прошла в рамках действующего законодательства, о предстоящей смене статуса компании нужно уведомить всех нынешних и потенциальных кредиторов. И сделать это следует через «Вестник...».
«Вестник государственной регистрации» — это журнал, созданный специально для регистрационных публикаций компаний. Публикация там делается не день-в-день, и до ее выхода пройдет некоторое время.
Дополнительно уведомлять кредиторов специальным письмом не нужно, публикации в «Вестнике» вполне достаточно.
Шаг 4: ждем проверку налоговой
Налоговый кодекс говорит, что до составления промежуточного баланса, ООО в процессе ликвидации должны проверить.
В реальности же у налоговиков не всегда хватает времени на выездную проверку. А фирмы-нулевки и вовсе не проверяют.
Шаг 5: закрываем долги
Провести сверку расчетов с бюджетом и фондами и закрыть все долги, если такие есть, нужно в любом случае. Иначе — не видать вам ликвидации, только потраченное время и деньги.
Важно:
Если долги погашены, но проверка таки назначена (есть решение налоговой), то приступать к реализации следующего этапа ликвидации нельзя. Следует дождаться результатов ревизии.
Шаг 6: составляем промежуточный баланс
Спустя два месяца со дня публикации в Вестнике, можно составлять промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ).
Что такое ПЛБ?
Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) — это документ, отражающий реальное состояние дел в компании. Спец.формы ПЛБ не предусмотрено, но обычно его составляют так же как и обычный баланс, добавляя сведения об имуществе компании, о кредиторской задолженности и об удовлетворении требований кредиторов через суд.
ПЛБ может не сходиться — это не бухотчетность.
Председатель комиссии (или ликвидатор) уведомляет налоговую по месту регистрации о том, что промежуточный баланс составлен.
Важно:
Нельзя приступать к составлению ПЛБ, если в отношении ликвидируемой компании длится судебное разбирательство.
Шаг 7: сдаем ПЛБ и режем концы ликвидируем ООО
На финальном этапе ликвидации в регистрирующий орган ФНС подается окончательный пакет документов.
«Финалочку» подает ликвидатор или председатель комиссии:
- лично или через представителя, по доверенности;
- по почте (ценной бандеролью и с описью);
- по электронке, при наличии усиленной ЭЦП.
Что входит в пакет документов:
- Ликвидационный баланс и решение о его утверждении.
- Заявление о прекращении деятельности компании и об исключении ее из ЕГРЮЛ.
- Чек об оплате госпошлины.
Важно:
Если вы подаете в регистрирующий орган документы в эл. виде, то госпошлина не платится (изменения с 2019 года, статья 333.35 НК РФ)
Идем на финишную прямую
И, в общем, это финиш — поздравляем, вы пришли к цели. Теперь нужно дождаться, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации компании.
Если все сделать корректно и четко, сверяя каждый шаг с тонкостями действующего законодательства, то остается забрать уведомление о снятии с учета в налоговой.
Но может быть и отказ. В этом случае заявитель получает письмо с объяснением причины, почему ликвидация компании невозможна на данном этапе.
Как думаете, сложно будет пройти все этапы самостоятельно? А статья была вам полезной? Если да, то стоит подписаться на наш канал — не пропустите ничего важного.
Читайте еще на сайте Профдело — это тоже важно:
Зачем ООО на УСН «доходы» собирать документы
Чек-лист «Что выбрать: ООО или ИП»
ИП или ООО, что лучше: плюсы, минусы, отличия
Что делать со старым зависшим и уже ненужным ООО