ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

17k full reads
19k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 89% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Еще в далеком 1977 году на заводе имени Лихачева начали осуществлять первые шаги по замене ЗиЛ-131 на новую модель.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Армейские заказчики потребовали оснастить новую модель дизелем и увеличить грузоподъемность до 4 т. Сделать кабину с защитой от оружия массового поражения и заменить панорамное лобовое стекло на плоское для последующего бронирования кабины.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

С этого времени началась эпопея с поиском подходящего решения с помощью выпуска разных экспериментальных моделей. Чего только не было, даже прототип модели ЗиЛ-4334 с кабиной от 131-го, но с измененным ветровым стеклом. Этот вариант имел усиленную раму, V-образный, 8-цилиндровый дизель 185 л. с., автоматический предпусковой подогреватель, лебедку с волновым редуктором и новые радиальные шины, но в серию не пошел.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Был в начале 90-х и вариант с необычным оперением кабины, получивший индекс 433410. Этот грузовик мог брать на борт 3,75 т полезной нагрузки и оснащался дизельным мотором на 170 л. с. Переднее стекло было разделено на две плоские части, что давало возможность монтировать бронестекла. Все это в конце концов и привело к серийному ЗиЛ-4334 с хорошо всем знакомой внешностью.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Работа продолжалась и дальше. В 2004 году случился прорыв. К этому времени были созданы довольно интересные экспериментальные грузовики для армии, способные затмить славу зил-131. Они получили индексы 4327А1 и 4334А1. Первый грузовик был двухосный с грузоподъемностью 2,5 т, а второй трехосный с полезной нагрузкой 4 т. По внешности машины, входившие в семейство «Калам-1», практически не отличались от машин предыдущих серий. Только раздельные ветровые стекла выдавали в них специфическое назначение. А вот по техническому содержанию «Калам-1» и серьезно ушли от своих предшественников. В них применили ряд технических решений под девизом модульность и унификация.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Под капотом двухосного ЗиЛ-4327А1 стоял 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-534 с рабочим объемом 4,43 л и мощностью 173 л. с. На трехосный вариант устанавливался 6-цилиндровый ЯМЗ-536 объемом 6,6 л на 230 лошадок. Эти новые двигатели были разработаны в Ярославле практически с нуля,но не без помощи зарубежных специалистов. Они оснащались системой впрыска от Bosch? охладителем наддувочного воздуха и электроникой для поддержания оборотов мотора. В начале нулевых эти агрегаты были вполне современными. Уровень токсичности отработавших газов соответствовал нормативам евро-3 и евро-4.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

На ЗиЛ-4327А1 была установлена механическая 5-ступенчатая КПП, a старший товарищ получил КПП с шестью ступенями и усовершенствованными синхронизаторами. При этом обе коробки потенциально могли переваривать больший крутящий момент, чем выдавали ярославские моторы. Этот запас был рассчитан на дальнейшую модернизацию автомобиля.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Важным улучшением конструкции Калам-1 по сравнению с ЗиЛ-131 стал постоянный полный привод. Решили отказаться от капризной системы подключения переднего моста. Схема трансмиссии осталась старой с одним проходным мостом для версии 6х6, но дополнительно появились блокировки задних межосевых и межколесных дифференциалов.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Ширину колеи увеличили до 2030 мм, что позволило двигаться «след в след» за Уралами и КАМАЗами. Одним из главных преимуществ Каламов – независимая подвеска каждого колеса, что серьезно улучшило плавность хода и проходимость. Еще одна отличительная внешняя особенность Каламов некоторая косолапость задних колес, вызванная особенностями конструкции независимой подвески.

ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик
ЗиЛ «Калам-1» – несостоявшийся армейский грузовик

Однако, грузовики «Калам-1» ни в одном из вариантов не появились в российской армии, так и оставшись в единичных экземплярах пройдя весь цикл испытаний. Военное ведомство не выдало заказ на эти, во многом уникальные для отечественной промышленности, модели. Вот так и канул в лету последний армейский грузовик ЗиЛ, а позже такая же участь постигла и основное производство московского автозавода.

Если статья для Вас оказалась интересной, полезной или просто помогла скоротать время ставьте лайки, оставляйте комментарии, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.