Найти тему
Учи легко

6 шагов, как научить ребенка решать задачи.

Оглавление

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому, конечно же, педагогам и родителям важно быть гибкими. Но есть общий алгоритм, как помочь ребенку понять задачу и решить её.

1. Понимание текста задачи.

Если ребенок прочитал задачу, этот не значит, что он понял, о чём вообще сказано в задаче. А ещё мысленно ребенок может остаться в своих делах. Возможно, он играл или разговаривал с друзьями. Если вы просто скажете ему переключиться на задачу, это либо вообще не поможет, либо поможет частично.

Учебник арифметики для второго класса А.С.Пчелко и Г.Б.Поляк издание третье РКШ
Учебник арифметики для второго класса А.С.Пчелко и Г.Б.Поляк издание третье РКШ

Как же можно переключить внимание ребенка на задачу? После того, как прочитали текст, задайте вопрос. Но не по самому тексту. Задайте вопрос о предмете, который упоминается в задаче. Например, задача, где нужно умножить килограммы яблок на ящики. Я бы спросила:

Нравятся ли тебе яблоки?
Какие яблоки ты любишь больше: зелёные, розовые, красные или жёлтые?
А ты видел, как яблоки хранятся в ящиках?
Давай посмотрим, как это выглядит? (Открываем в телефоне или планшете картинки с ящиками яблок)

Мы включаем воображение ребенка для работы с задачей. Школьнику легче понять, когда ему дают задачу с близкими ему данными (стулья, люди, бабочки, груши...). Если взять те же самые числа, но слова поменять на сложные (яблоки заменить плодами Сантола), это усложнит решение задачи. Когда вы встречаете слова, которые могут быть непонятны ребенку, поговорите о них. Если возможно, покажите картинки или видео с предметами или действиями в задаче.

Сразу же и обучаем ребенка решать задачи самостоятельно.

Сейчас я тебя спрашиваю и объясняю, о чем задача. На контрольных работах ты сам можешь представить себе то, о чём задача. Главное, не замечтаться, а просто предоставить и решать задачу дальше.

2. Связываем картинку в воображении с числами.

Теперь привязываем внимание ребенка ещё больше к задаче. Читаем текст второй раз. Скорее всего ребёнок уже поймет задачу гораздо лучше после первого пункта.

Представь, какого размера примерно ящики!
Сколько там килограммов яблок в одном ящике?
Ого, а ящиков сколько?

Этот шаг не занимает много времени. При этом связь чисел с воображением помогает ребенку сосредоточить мышление на задаче, ни числах.

3. Наглядности

А вот этот шаг является ключевым и самым важным шагом. Этот шаг помогает ребенку установить взаимосвязи между числами. Вот у нас две задачи, обе про яблоки.

У фермера 3 ящика яблок по 10 кг в каждом. Сколько яблок у фермера?

И вторая.

У Иры 3 кг яблок, а у Маши 10 кг. Сколько кг яблок у Маши и Иры вместе?

Числа одинаковые. А вот решение совсем разное потому, что разная взаимосвязь между числами. И вот наглядность поможет ребенку эту взаимосвязь установить. Наглядность может быть:

  • Инсценировкой
  • Реальными предметами
  • Рисунком
  • Краткой записью
  • И т.д.
На арифметике использую реальные предметы
На арифметике использую реальные предметы

Как применять наглядность рассмотрю в другой статье, т.к. тема очень большая.

4. Метод решения

После понимания текста, чисел и взаимосвязей в задаче ребёнок может определиться с решением. Если не может, значит необходимо доработать каких-либо из предыдущих пунктов. Скорее всего, нужно подробнее и другими словами наглядно рассмотреть взаимосвязь между числами.

5. Решение задачи

И вот только теперь ребёнок записывает решение задачи.

6. Ответ

Не пропускать этот пункт! Отвечает ли ребенок на вопрос задачи или нет? А ведь это формирует его отношение к результатам в будущем. Во всех педагогических учебных заведениях много раз повторяют, что обучение и воспитание всегда идут вместе. Если вы обучаете, вы одновременно что-то и воспитываете в ребенке. Даже если задача решается устно и ребёнок назвал число правильно, он должен сказать, что это за число.

Когда ребёнок говорит просто цифру (например, 30), я спрашиваю: 30 чего? Конфет? Ребёнок смеётся, потом задумывается и отвечает: килограммов яблок. Я не удовлетворяюсь таким ответом. Мне нужен полный ответ. "У фермера 30 килограммов яблок".

Если так решать задачи всегда, ребёнок поймет алгоритм. Это обеспечит ему решение задач на контрольных и самостоятельных работах. Успехов вам и вашему ребенку!

Также советую к прочтению свои статьи:

Нужно ли учить детей арифметике? И для чего?

Как узнать реальный уровень знаний ребенка?

Как я учу деток математике. Знакомство с первым десятком.

Как я учу деток математике. Вычисления в пределах 10.

Как я учу деток математике. Вычисления в пределах 20.