Завышенные ожидания
Мы восхищаемся своими детьми и это вполне нормально. Но часто родители имеют завышенные ожидания от своего ребенка. В результате, когда нужно делать с ним домашнее задание, или взять на себя полностью ответственность за его учёбу, родители сталкиваются с тем, что ребенок не может выполнить то задание, которое от него ожидалось.
Что начинают делать родители? Сложно принять тот факт, что ребенок чего-то не понимает или что он делает много ошибок в письме.
Могут сбивать так же его умные высказывания из Фиксиков или других подобных мультфильмов. И родители не придают значения тому, что это хаотичные знания, не связанные с основами образования. Тем более они почти не связанны с развитием мышления ребенка, когда он учится сам делать выводы и анализировать информацию.
И что же делают родители обычно? Стараются вытянуть ребенка на тот уровень, который в их воображении.
"Ну разве ты не можешь решить? Как это можно не понимать?"
Такие фразы показывают, что на самом деле вы или учителя ожидаете от ребенка больше, чем он умеет на данный момент.
Да, скорее всего способности ребенка действительно выше. Ему просто не дали нужных знаний и навыков во время.
Нам, взрослым, важно понять, что есть очень много абстрактных знаний, которые ребенок не может получить сам из окружающего мира.
Например, цифры 2 нету в природе, вы её просто не найдёте. Так же как и каждую из букв. Навык решения составных задач и осмысленного чтения также не появится сам по себе.
Для того, чтобы дать ребенку эти навыки знания нужно уметь нам самим видеть его реальный уровень, и строить дальше, начиная с него.
Практика
Как узнать реальный уровень ребенка и разработать план действий?
Самое простое, это сравнить те страницы учебников, где класс находится сейчас, с последними страницами тетрадей ребенка. Также важно просмотреть всю тетрадь и найти, какие темы трудны для ребенка, чего он не понимает. Вы увидите те темы, которые важно проработать с ребенком в первую очередь.
В каждом предмете можно выделить несколько навыков. Например, математика имеет два основных навыка: вычислительные навыки и навыки решения задач. В русском языке: навык письма, фонетика, синтаксис, пунктуация, морфология.
Также посмотрите учебники и домашние задания, это поможет вам диагностировать ребенка. Выпишите несколько заданий, выполнение которых ожидалось от ребенка последних два урока по этому предмету. Далее составьте как бы две ветви. Если ребенок ответил легко, то вы будете дальше спрашивать то, что должно быть на следующих уроках. Если ребенок ребенку было сложно ответить (что более вероятно), то спрашивайте материал прошлых уроков, чтобы найти реальный уровень ребенка.
Помните, что во время диагностики мы не учим, не возмущаемся, не пытаемся вытянуть ответ, а смотрим реальный уровень знаний и умений ребенка.
Краткий план:
- Выделяем основные навыки предмета (например, решение примеров и задач в математике)
- По каждому навыку выписываем те задания, которые ожидаются от ребенка сейчас (например, по решению примеров: 35+64=; 72+13=; по решению задач также берём несколько задачек по программе)
- Готовим запасные варианты на две развилки: если ребенку очень легко и скучновато подбираем задания немного большей сложности; и если ребенок не справляется выбираем задания легче. (1 запасной вариант сложнее. 38+67=; 75+19=; т.е. единицы в этих примерах уже сложнее прибавлять, чем в прошлых. 2 вариант проще. 35+4=; 72+3=)
- Будьте готовы к тому, что и эти запасные варианты могут не соответствовать настоящему уровню ребенка. Бывают ситуации, когда дети, которые учились на 4 и 3 в шестом классе, на самом деле при диагностике сложно решали примеры из первого класса на переход через десяток (8+6 или 13-7, например). Потому будьте готовы дать ребенку задания ещё проще (или ещё сложнее), чем вы планировали.
- Весь инвентарь: ручки, карандаши, листы для себя и ребенка, заготовьте до начала диагностики.
- Зовём бодрого ребенка (не уставшего, иначе, реальный уровень он вам не покажет), даём ему покушать, попить, если он хочет, предлагаем сходить в туалет))) и вот только теперь ребёнок готов к диагностике уровня знаний.
- Диагностируем уровень знаний (без подсказок, если ребенок может решить составную задачу, но не внимателен, это значит, что на самом деле он сам её решить не может). Не кричим, не наводим на верный ответ. Просто спрашиваем и засчитываем тот ответ, который он назвал. Если ребенок ошибается или не знает ответ, даём задание попроще. И так до тех пор, пока ребенок не станет отвечать верно. Вы нашли реальный уровень знаний ребенка.
- Отпускаем ребенка без гневных комментариев. Идём пить валерьянку, если это необходимо:)
- Анализируем результаты диагностики письменно. Отвечаем на вопросы: что во время диагностики я делала хорошо? Что хотелось бы изменить в следующей диагностике? Как я вижу план на ближайшее занятие с ребенком в совершенствовании тех навыков, которые диагностировала?
- Всё, диагностика проведена!
Успехов вам и вашему ребенку!