Найти в Дзене
Лев Миникес

10 НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ. №1

Оглавление

Мой первый консалтинговый проект назывался «Отбор и подготовка группы кадрового резерва». Недостаток опыта компенсировался избытком энтузиазма и самоуверенности… Что ж, надеюсь, что кому-то из «отобранных и подготовленных» молодых специалистов удалось в результате начать успешную управленческую карьеру.

Через тридцать лет я знаю, какими десятью качествами должен обладать #успешный руководитель. На что нужно в первую очередь обращать внимание при подборе претендентов на управленческие вакансии?

Начнём с главного:

"Управленческое самоощущение"

«Управленческое самоощущение» - это ощущение права управлять другими людьми. #«Управление» подразумевает необходимость принимать решения по поводу этих людей; некоторые из этих решений могут быть неприятными для тех, в отношении кого они принимаются. Так вот, ощущение себя вправе принимать ЛЮБЫЕ решения касательно подчинённых - в том числе такие, которые могут иметь для них неприятные последствия – и есть «управленческое самоощущение».

Никому не может быть приятно высказывать другим людям претензии или, например, лишать вознаграждения. Тем более - увольнять. По крайней мере, это не должно быть приятно. Но если всякий раз, когда это всё-таки нужно сделать, человек страдает и мучается, ищет за подчинённого оправдания или причины отложить решительное объяснение, а то и вообще спускает ситуацию «на тормозах» - ему стоит попробовать себя в другом виде деятельности.

Теперь - по каким внешним признакам можно определить (например, за время #интервью), есть ли у претендента #управленческое самоощущение, или его нет?

Это качество диагностируется легко и быстро, буквально в первые секунды общения. Бывает, что и общаться не нужно: иногда одного взгляда на человека достаточно, чтобы понять, ощущает ли он себя достойным, уверенным, имеющим ПРАВО, ничего не боясь и не стесняясь, взаимодействовать с окружающими и с миром вокруг себя – или он чувствует себя слабым, несостоявшимся… Ну, и так далее. Это бросается в глаза.

На интервью, когда есть время пообщаться, можно провести ещё более точную диагностику. Прежде всего, оцените физическое состояние собеседника. На это нужно максимум несколько минут:

  • Расправлены ли у него плечи, да и всё тело в целом? Симметрично ли оно? Занимает ли он в пространстве столько места, сколько ему нужно? Конечно, в мягком кресле можно устроиться с одной степенью удобства, а на жёстком табурете – с другой. Важно то, что человек, обладающий управленческим самоощущением, в любых условиях добьётся для себя максимальной степени комфортности, причём спокойно и непринуждённо. Даже стоя, он займёт удобную позу. Он не будет «скукоживаться», съёживаться и пытаться казаться меньше, чем он есть на самом деле.

Если «телесный» тест пройден – можно переходить на следующий уровень:

  • Человек с управленческим самоощущением спокойно выражает собственное мнение - без оговорок, «подстилания соломы» и явных или косвенных извинений. Он может оставаться при своей точке зрения, даже если она оспорена; причём, это не будет стоить ему особых усилий.

Это не значит, что он без уважения относится к вашему мнению; или что он всегда будет настаивать на своём, независимо от его обоснованности. Это может означать лишь, что человек уверен в себе и воспринимает себя на равных в отношении других людей и окружающего мира.

Это и есть управленческое самоощущение. И если оно присутствует – можно двигаться дальше. Если нет – надо закрывать тему.

***

В развитие темы - несколько ответов на вопросы с последнего тренинга.

- Управленческое самоощущение зависит от ситуации? Например, оно ведь может у вас быть, только если вы облечены властью.

- Совершенно не обязательно. Идёшь по улице, навстречу два человека. Один – идёт так, что сразу видно: имеет право. А второй, смотришь – никакого права не имеет. У него один вопрос в голове: сейчас провалиться сквозь землю, или завтра.

То есть, чтобы иметь это «управленческое самоощущение», совершенно не обязательно быть руководителем. Но вот чтобы быть руководителем, его нужно иметь! «Я имею право принимать решения. Всё!»

- Я прихожу в новую для меня сферу; я там ещё ничего не знаю. Я же не могу иметь никакого «ощущения», права принимать решения? Я слушаю и учусь.

- Нет! Ты это ощущение имеешь. Просто ты – неглупый человек, понимаешь, что у тебя новая ситуация, новый контекст, тебе надо многому научиться. Новым навыкам, которыми ты ещё не владеешь. Для этого нужно время. Приходя на новое место работы – даже большим начальником – человек начинает с того, что осваивается и вникает в то, что здесь происходит. У любого руководителя есть #испытательный срок, #введение в должность. Он говорит с людьми, он читает документы, задаёт вопросы. Но ощущение это в нём есть. ПРАВО у него есть. Оно было до того, как он пришёл, и будет до конца жизни.

- Разве это свойство не развивается? Первое время, наверное, каждому с трудом даётся, а потом легче?

- Можно себя в этом смысле как-то «подточить», при необходимости. Но в том, что касается способностей, всегда будет разница между тем, у кого они есть и у кого их нет – кому приходится себя преодолевать. Момент преодоления всегда требует ресурса и снижает #эффективность. То есть, у одного это право есть и всегда было; для него воспользоваться этим правом – само собой разумеется. Другой - «научился»: ему было тяжело, он ночами не спал перед тем, как, например, поговорить с сотрудником про то, какой тот разгильдяй; потом стал не спать всего по полночи; потом всего по два часа; и вот он, наконец, уже почти засыпает вовремя… Первый проснулся свежий, пришёл на работу – «Ну, поговорим про то, что разгильдяй; в чём проблема?» И второй – проснулся не свежий, но, конечно, тоже поговорил: он этому научился. Будет разница.

№2: Способность к рефлексии

№3: Адекватная мотивация

№№ 4 и 5: Энергичность и Финансовая грамотность

№№ 6 и 7: Стрессоустойчивость и Способность к структурированию

№№ 8 и 9: Стратегическое мышление и Управленческая честность

Рекомендуем почитать