13 профанарнских тезисов абхазских раскольников

17 May
EADaily
EADaily
EADaily

В посте «Абхазские раскольники надеются на дарование автокефалии Фанаром» коллеги пишут об интервью главы раскольничьей «Священной митрополии Абхазии» архимандрита Дорофея (Дбара), данном «Эху Кавказа» (локальный проект «Радио Свобода»). Решили и мы проанализировать этот текст и нашли в нем много интересного не сколько об Абхазии, сколько о других Поместных Церквях. Важный момент это то, что сам архимандрит Дорофей является штатным клириком Константинопольского Патриархата (КП) и даже формально никаких прещений за раскол в Грузинской Церкви Фанар на него не накладывал. (Подробнее здесь)

Как обычно, в любой истории с раскольниками, очень много лжи. Рассмотрим ее по пунктам:

1. «Большинство православных церквей, в их числе и древние – Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская – считают, что автокефалию может предоставлять только Вселенский патриарх. Они ссылаются на правило Четвертого Вселенского собора. Есть несколько славянских церквей, во главе с Русской православной церковью, которые полагают, что автокефалию может предоставить и Церковь-мать. Позиция РПЦ исторически ни разу не реализовывалась».

Стандартная ложь со стороны фанариотов. Сама Грузинская Церковь получила исторически свою автокефалию от Антиохийской Церкви, и в ХХ веке возобновила ее, получив в итоге признание РПЦ. Польская Церковь действует согласно томосу об автокефалии от РПЦ 1948 г., признав свой прежний фанарский томос об автокефалии 1924 года неканоничным. Православная Церковь Чешских земель и Словакии получила автокефалию от РПЦ в 1951 году, и хотя Фанар навязал свой томос ей в 1990 г., он по сей день не может добиться от ПЦЧЗС исполнения его условий (подробнее здесь https://t.me/hrizmasimpobedishi/1661). В 1970 г. автокефалию от РПЦ получила Православная Церковь Америки. Как видим, 1/3 Поместных Церквей получила свою автокефалию не от Фанара. КП дал автокефалию 1/3 от Поместных Церквей. И 1/3 имела автокефалию с древности, подтвержденную Вселенскими Соборами.

2. «Только в 1943 году, когда по указанию Сталина "создается" Московская патриархия в ее нынешнем виде, РПЦ признает автокефалию Грузии. Но дело в том, что с 1943 по 1990 год, пока Грузинская церковь не поехала к Константинопольскому патриарху и не получила томос об автокефалии, ее никто в мире не признавал как самостоятельную».

Создание МП в 1943 г. – очередной миф антицерковной пропаганды. В 1943 г. удалось получить санкцию Сталина на проведение Собора РПЦ и избрать Патриарха. Но церковная преемственность епископата была соблюдена. Признать ГПЦ также должен был Собор, потому вопрос и затянулся до 1943 г. После чего большинство Церквей признало ГПЦ и лишь Фанар тянул до 1990 года, пытаясь выторговать какие-то бонусы за свое признание».

3. «…Американской православной церкви, которой в 1970 году РПЦ предоставила автокефалию. Это решение не признает ни одна из остальных поместных церквей».

Это решение признается Грузинской, Болгарской, Польской и ПЦЗЧС.

На сайте Румынской церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестёр без уточнения её статуса. Остальные Церкви не признают автокефалию ПЦА, но находятся с ней в общении, считая ее частью РПЦ. Признание ее автокефалии остальными Церквями уже 50 лет блокирует КП.

4. «В октябре того же года (2012) я и иеродиакон Давид (Сарсания) были в Стамбуле, где подтвердили позицию: тет-а-тет с грузинскими иерархами обсуждения не получится, мы никогда друг друга не поймем и не уступим ни в чем».

Дбар подтверждает свои переговоры с Фанаром о предоставлении автокефалии, что отрицалось фанариотами ранее.

5. «Мы хотим отсоединиться от Тбилиси не потому, что есть новое Абхазское государство или мы националистически настроены. Дело в том, что была война, была пролита кровь… Пролитие крови – очень серьезная вещь на Кавказе, оно так просто не изглаживается, не забывается».

Если бы это было так, то с учетом истории Кавказа, каждое село бы имело свою автокефальную церковь. Впрочем, рассуждение якобы «христиан» о неготовности ради единства Тела Христова простить пролитую кровь говорит само за себя. Для сравнения вспомним японских православных или большинство православных Украины, сохраняющих единство с РПЦ…

6. «Грузинских митрополитов и священников на территории Абхазии нет уже 27 лет».

Канонически Сухумо-Абхазская епархия является частью Грузинской Церкви. И ГПЦ и РПЦ признают их клириков в таком качестве. И хотя сами клирики настроены на отделение от ГПЦ и либо автокефалию, либо присоединение к РПЦ, ГПЦ не накладывала на них прещений, а РПЦ считает их клиром ГПЦ.

7. «По вине, прежде всего, Русской и Грузинской церквей этот важнейший вопрос (процедуры предоставления автокефалии) был вычеркнут из повестки Всеправославного собора (2016 г.)».

В указанном соборе ни РПЦ, ни ГПЦ не приняли участие. Никто и ничто не мешало КП включить вопрос в повестку Собора.

8. «…считаю Православную церковь Украины абсолютно каноничной… Придет время, и Украинская церковь будет представлена полноценно в семье православных церквей».

Логичная позиция для клирика КП, которым является Дбар. Важно, что зафиксирована.

9. «Возникновение Русской, Болгарской, Грузинской и остальных церквей, кроме пяти древних патриархатов, составлявших единую Церковь Византийской империи, начиналось с пути раскола и разделения».

Традиционная манипуляция раскольников. По поводу РПЦ мы подробно писали здесь, а по поводу других новых Церквей здесь.

10. «Московская патриархия категорически выступала против и считала незаконной Русскую православную церковь за границей, а в 2007 году они вступили в каноническое общение».

Фанариоты и раскольники любят это неуместное сравнение. Подробнее здесь.

11. «Во взаимоотношениях духовенства и власти должна соблюдаться дистанция».

Странное заявление со стороны клирика греческой епархии КП, где Церковь имеет государственный статус и финансирование из бюджета.

12. «…мы, маленькая православная община Абхазии, по ряду вопросов оказались на годы впереди большой Московской патриархии… Мы никого не стали спрашивать и избавились от средневековой роскоши в храмах. Мы никого не стали спрашивать и поставили скамейки, чтобы люди не мучились во время длинных служб».

Думается, что от роскоши в храмах Абхазии раскольникам было избавиться не сложно. Несколько доставшихся им храмов были разграблены еще при советской власти. Но любопытно, что в своем осуждении роскоши русских храмов Дбар не только отвергает каноны, но повторяет обвинения Иуды в адрес Христа (Евангелие от Иоанна 12:3-6).

13. «Например, перед главным праздником христиан – Пасхой – мы не освящаем куличи и яйца… Утром мы служили в храме Святого Георгия…, после всего этого совершили абхазское традиционное моление святому Георгию с закалыванием жертвенного животного, угощением всех этих людей».

Вероятно, два богословских образования не позволяют г-ну Дбару узнать, что освещение куличей и яиц – благословение пасхальной трапезы. А вот жертвоприношения уже 2000 не практикуются в Православной Церкви, за исключением одной Жертвы – Самого Христа. И всякое иное жертвоприношение есть умаление Жертвы Голгофской. И потому упрекать нашу Церковь в пасхальном торжестве вместо языческих жертвоприношений весьма странно. Хотя стоит ли удивляться?

Наш с коллегами телеграм-канал https://t.me/hrizmasimpobedishi "Лабарум. Сим победиши". Там вы сможете найти больше информации чем здесь.