Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.

25 October

Наряду с очень известным семейством 200 завод в Секешфехерваре выпускал и другие модели автобусов. Одной из интересных разработок был Икарус-190, созданный по западногерманскому стандарту VÖV .

Икарус-190 западногерманского стандарта VÖV.
Икарус-190 западногерманского стандарта VÖV.

VÖV-Standard-Bus (1967 года) это единый стандарт производства автобусов ФРГ. Первоначальным инициатором его создания в 1960 году выступила транспортная компания Hamburger Hochbahn. Целью являлось оптимизация и удобство эксплуатации перевозчиками автобусов разных производителей, а также уменьшение издержек при производстве. 10 октября 1966 г. Ассоциацией предприятий общественного транспорта (VÖV) при поддержке аж целого Правительства Германии была создана рабочая группа, куда были приглашены в т.ч. главы концернов Daimler-Benz и Magirus-Deutz . Ведущим разработчиком стандарта являлся Отто Шульц. Результатом явилось создание нового стандарта, которым регламентировались буквально все характеристики машин - габариты, мощность двигателя, характеристики КПП, планировка салона, панель приборов и даже номенклатура деталей для поручней. Первые опытные образцы автобусов были сертифицированы 10 ноября 1967 года. Работа была проделана очень серьёзная. К примеру, разработкой лобового стекла занимался институт медицинской оптики Мюнхенского университета.

Кузов автобуса стандарта  VÖV
Кузов автобуса стандарта VÖV
Размеры автобуса Икарус-190 стандарта VÖV
Кузов автобуса стандарта VÖV
Варианты планировки салона
Кузов автобуса стандарта VÖV
Оптимальные условия для стояния и сидения.
Кузов автобуса стандарта VÖV
Стандартизированная салонная фурнитура.
Кузов автобуса стандарта VÖV

Производством новых автобусов занимались фирмы MAN, Daimler-Benz, Magirus-Deutz и Büssing. Проект оказался удачным и вскоре автобусы единой конструкции стали поступать практически во все города ФРГ. Машина получилась чисто немецкой - надёжной, удобной и долговечной. В те годы немцы ещё умели строить хорошие автомобили.

MAN SL200 (VÖV)
MAN SL200 (VÖV)
Mercedes-Benz O 305 (VÖV)
MAN SL200 (VÖV)
Magirus-Deutz (VÖV)
MAN SL200 (VÖV)
Büssing (VÖV)
MAN SL200 (VÖV)

Впоследствии, в 90-е годы,после развала СССР, много подержаных автобусов данного типа поступило в автопарки СНГ, где зарекомендовали себя очень хорошо. Добавлю, что по конструкции ходовой и двигателю машины Мерседес и МАН весьма различались. Мне больше понравился Мерседес. Однако это отдельная тема, а пока вернёмся в конец 60-х..

Венгерские автобусостроители решили, что называется, "поехать в Тулу со своим самоваром". Очень удачные автобусы серии 200 западным немцам не подходили по причине уже принятого в стране стандарта VÖV. Тогда Икарус решил создать машину специально для ФРГ. Учитывая колоссальный опыт и мощнейшую производственную базу, особых сложностей эта работа не вызвала. Первый прототип Икаруса-190 был построен в 1971 году.

Первый прототип Икаруса-190 (SL-1). Изготовлен в одном экземпляре.
Первый прототип Икаруса-190 (SL-1). Изготовлен в одном экземпляре.

Ещё два, предсерийных автобуса, использовались для различных испытаний.

Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.
Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.
Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.

После испытаний в Германии одного автобуса, венграм удалось заинтересовать своим изделием немцев. В течении 1973-77 гг. в Гамбург было экспортировано 154 экземпляра новых Икарусов. Они поставлялись тремя модификациями:

190.00 (выхлопная труба на крыше. Черная окраска над лобовым стеклом, вокруг переднего маршрутного указателя. 44 сидячих места и 61 стоячее).

190.01 (выхлопная труба перенесена вниз. Добавлены закруглённые стёкла на задние углы кузова. Изменены кронштейны крепления зеркал заднего вида. 42 сидячих места и 62 стоячих).

190.02 (в очередной раз изменены кронштейны крепления зеркал заднего вида. Буквы I K A R U S перенесены выше и расположены непосредственно под лобовым стеклом. 38 сидячих места и 69 стоячих, ).

Вносились и другие незначительные изменения. Последние две машины использовались как учебные, причём 7748 работала дольше всех, до 1990 года, когда все остальные 190-е уже были отстранены от эксплуатации в VHH.

Машина модели 190.02 с бортовым номером 7748. Год постройки 1977, год списания 1991. VIN 190.02_025-77. Машина использовалась как учебная, что заметно по двойному комплекту зеркал заднего вида.
Машина модели 190.02 с бортовым номером 7748. Год постройки 1977, год списания 1991. VIN 190.02_025-77. Машина использовалась как учебная, что заметно по двойному комплекту зеркал заднего вида.

Технические характеристики Икаруса-190 были следующими:

Длина 11,00 м. Высота 3,085 м. Ширина 2,50 м. Двигатель RABA-MAN D2156 HM6U 192 л.с. Сцепление однодисковое сухое Fichtel und Sachs GF 420 KR. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая ZF S4-90. Рулевой механизм фирмы ZF. Подвеска на пневморессорах фирмы Continental. Тормозная и пневмосистема фирмы Westinghouse. Масса пустого 9000 кг. Полная масса 16000 кг. Максимальная скорость 80 км/ч.

Сидения из кожзаменителя производились на заводе. Салонная фурнитура, видимо, тоже собственного производства по немецким образцам.

Поставки Икарусов-190 в ФРГ.
Поставки Икарусов-190 в ФРГ.
На польском сайте есть таблица поставок с указанием модификаций.
Поставки Икарусов-190 в ФРГ.

Почти все автобусы были списаны в течении 1981-91 гг., т.е. по немецким меркам работали сравнительно недолго. Последней, в апреле 1991 года была списана машина с бортовым номером 7748. Один из Икарусов-190 с номером 7345 использовался в качестве сарая. В 1995 был выкуплен компанией VHH и начата его реставрация. Более подробно о работе 190-х в Западной Германии и о судьбе 7345 можно прочитать в следующих частях цикла..

Машина модели 190.00 с бортовым номером 7345 выпуска 1973 года на маршруте в Гамбурге. Единственный сохранившийся автобус данной марки. В настоящее время полностью не восстановлен.
Машина модели 190.00 с бортовым номером 7345 выпуска 1973 года на маршруте в Гамбурге. Единственный сохранившийся автобус данной марки. В настоящее время полностью не восстановлен.

Качественных фотографий машин в ФРГ сравнительно немного:

Машина модели 190.02 с бортовым номером 7630. Год выпуска 1976, год списания 1983. VIN 190.02-025-76.
Машина модели 190.02 с бортовым номером 7630. Год выпуска 1976, год списания 1983. VIN 190.02-025-76.

Несмотря на небольшое число выпущенных машин, завод активно издавал техническую и рекламную литературу. Кстати, если у кого вдруг завалялись такие буклеты и книга - с удовольствием бы их приобрёл:

Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.
Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.
Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.
Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.
Икарус-190: не совсем Икарус.. Часть 1.

Мною не найдено данных об используемой наружной светотехнике. На фотографиях видно, что она полностью идентична немецкой, но закупали ли её в ФРГ или производили сами венгры - неизвестно. Также не найдено сведений о производителе щитка приборов и самих приборов. Самый главный вопрос - по каким чертежам сваривался кузов? Разрабатывали его по готовым размерам сами икарусовцы или закупили в ФРГ что-то типа лицензии на его производство? На нижеприведённом снимке можно увидеть, что на второй секции кузова силовая структура кузова идентична образцу, а на третьей усиливающий лонжерон располагается немного по-другому.

Один из Икарусов-190 после списания. Машина поставки 1973 года. Снимок сделан в интервале 1981-83 гг.
Один из Икарусов-190 после списания. Машина поставки 1973 года. Снимок сделан в интервале 1981-83 гг.

Подытоживая, надо признать, что попытка "сыграть на чужом поле" венграм вполне удалась. Конечно, полторы сотни автобусов несоизмеримы с десятками тысяч выпускаемых на предприятии в год, но суметь продать машины в машиностроительную державу это успех!

Впрочем, это не полная история Икаруса-190.

В 1977, параллельно с поставками в Германию, 100 Икарусов модели 190.03 для замены 9-10 летних Икарусов-66 были экспортированы в Кувейт. Вот как об этом писал журнал "За рулём":

Статья из журнала "За рулём". Оказывается стандарт VÖV разработан для жаркого климата..)
Статья из журнала "За рулём". Оказывается стандарт VÖV разработан для жаркого климата..)

Машины отличались от "немецких" вариантов автоматической КПП Renk-Doromat, рулевым механизмом Chepel, большими форточками во всех боковых окнах, типично "икарусовской" внешней и внутренней светотехникой, салоном, новой эмблемой спереди и другими мелочами.

Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.
Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.
Одна из машин на испытаниях в Венгрии.
Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.
Салон. Плафоны освещения обычные, "икарусовские".
Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.
Хорошо видна типично икарусовская светотехника.
Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.
Автостанция, видимо..)
Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.
Можно создать свой личный 190-й из бумаги..
Тот самый снимок. Сидения ещё в целлофане. Скорее всего снято на территории завода.

Продолжение следует. Здесь Часть 2 и Часть 3.

Спасибо всем, кто дочитал! И,

Текст: Сергей Иванов.  Использованы данные и фото интернет-издания Грузовик Пресс, интернет-форума RC-forum и сети Интернет.
Текст: Сергей Иванов. Использованы данные и фото интернет-издания Грузовик Пресс, интернет-форума RC-forum и сети Интернет.