Portraiser Art
17 subscribers

Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин

134 full reads

Женщины в искусстве, которые меняли мир? Кем они были? Как это происходило? Какие качества помогали им сделать тот самый решающий рывок? Наш рассказ сегодня о музах и натурщицах, которые сами стали художниками.

Начнем мы с Берты Моризо. Она родилась в Бурже и с раннего детства занималась живописью вместе с сестрой. Позировали им знакомые и их дети. Согласно правилам того времени, приличные девушки не могли выходить на улицу без сопровождения, поэтому пространство на ее картинах ограничено домашними интерьерами, максимум садом.

В 1868 году Берта знакомится в Лувре с Эдуардом Мане и становится его моделью и возлюбленной, а в 1874 году выходит замуж за его брата Эжена. Такой поворот событий был лишен намерения эпатировать общество, просто она предпочла человека, который искренне любил ее и мог подарить надежный семейный тыл.

Ее сестра после замужества вынуждена была отказаться от занятия живописью, но только не Берта. Она работала почти каждый день и создала более 800 картин. При жизни ее работы считали милыми и не более, зато сейчас они продаются на аукционах за миллионы долларов.

Следующая наша история о Сюзанне Валадон, при рождении Мари. Дочь прачки, с ранних лет она перепробовала множество занятий: работала акробаткой в цирке, нянькой, швеей, официанткой в бистро, торговала на рынке. В какой-то момент ее мама открыла на Монмартре собственную прачечную, и девочка стала работать доставщицей белья на дом. Так ее заметил художник из Лиона Пьер Пюви де Шаванн, который пригласил Мари стать его натурщицей. Постепенно и другие художники проявили подобный интерес: Анри де Тулуз-Лотрек, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и так далее. Мы видим ее на знаменитых «танцевальных» полотнах Ренуара, она же – та самая обнаженная купальщица у Дега, она же – мрачная женщина Тулуз-Лотрека.

«Купание в тазу» (1886), Эдгар Дега
«Купание в тазу» (1886), Эдгар Дега

Тулуз-Лотрек как-то заметил ее рисунки и повесил их ради шутки у себя в мастерской. Потом их увидел Дега и пришел в восторг – так Мари, взявшая имя Сюзанна, стала художником. Она шокировала публику не только откровенными работами, но и рассказами о домашней козе, которая ест неудачные картины, разгуливала по Монмартру с пучком моркови вместо букета и стала первой женщиной, допущенной к членству в Национальном обществе изящных искусств. Она добилась признания и финансового успеха уже при жизни, что было нечастым явлением в художественной среде.

Сюзанна Валадон
Сюзанна Валадон

«Голубая комната» (1923), Сюзанна Валадон
«Голубая комната» (1923), Сюзанна Валадон

Нельзя также обойти вниманием Франсуазу Жило, возлюбленную Пикассо, мать его детей, но в первую очередь – человека искусства. Она устроила премьерную выставку работ в Париже, когда ей было 22 года. В это же время она познакомилась с Пабло, который был старше на сорок лет. У пары родилось двое детей, но через десять лет отношений Франсуаза покинула гения из-за его скверного характера и непрекращающихся измен. Она продолжила работать как художник, а также написала книгу «Моя жизнь с Пикассо», которая стала мировым бестселлером.

В 1990 году Франсуаза Жило получила Орден почетного Легиона – за работу в качестве художника, писателя и борца за права женщин. Она не перестает заниматься творчеством «вырывая из формы и цвета новое визуальное утверждение», и в ноябре этого года отметит большой юбилей – 100 лет.

Еще сто пятьдесят лет назад девушка не могла пойти рисовать в кафе или на природу, это считалось неприличным, а теперь это в порядке вещей. Стоит поблагодарить первооткрывателей, тех, кто проложил этот путь и сделал нас чуточку ближе к идеальному миру.