Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин

21 February
124 full reads
1 min.
142 story viewsUnique page visitors
124 read the story to the endThat's 87% of the total page views
1 minute — average reading time

Женщины в искусстве, которые меняли мир? Кем они были? Как это происходило? Какие качества помогали им сделать тот самый решающий рывок? Наш рассказ сегодня о музах и натурщицах, которые сами стали художниками.

Начнем мы с Берты Моризо. Она родилась в Бурже и с раннего детства занималась живописью вместе с сестрой. Позировали им знакомые и их дети. Согласно правилам того времени, приличные девушки не могли выходить на улицу без сопровождения, поэтому пространство на ее картинах ограничено домашними интерьерами, максимум садом.

В 1868 году Берта знакомится в Лувре с Эдуардом Мане и становится его моделью и возлюбленной, а в 1874 году выходит замуж за его брата Эжена. Такой поворот событий был лишен намерения эпатировать общество, просто она предпочла человека, который искренне любил ее и мог подарить надежный семейный тыл.

Берта Моризо / Портрет Берты Моризо, Эдуард Мане (1870)
Берта Моризо / Портрет Берты Моризо, Эдуард Мане (1870)
Берта Моризо / Портрет Берты Моризо, Эдуард Мане (1870)
Берта Моризо / Портрет Берты Моризо, Эдуард Мане (1870)

Ее сестра после замужества вынуждена была отказаться от занятия живописью, но только не Берта. Она работала почти каждый день и создала более 800 картин. При жизни ее работы считали милыми и не более, зато сейчас они продаются на аукционах за миллионы долларов.

Работы Берты Моризо
Работы Берты Моризо
Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
Работы Берты Моризо
Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
Работы Берты Моризо

Следующая наша история о Сюзанне Валадон, при рождении Мари. Дочь прачки, с ранних лет она перепробовала множество занятий: работала акробаткой в цирке, нянькой, швеей, официанткой в бистро, торговала на рынке. В какой-то момент ее мама открыла на Монмартре собственную прачечную, и девочка стала работать доставщицей белья на дом. Так ее заметил художник из Лиона Пьер Пюви де Шаванн, который пригласил Мари стать его натурщицей. Постепенно и другие художники проявили подобный интерес: Анри де Тулуз-Лотрек, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и так далее. Мы видим ее на знаменитых «танцевальных» полотнах Ренуара, она же – та самая обнаженная купальщица у Дега, она же – мрачная женщина Тулуз-Лотрека.

«Танец в Буживале» (1883), Пьер Огюст Ренуар / «Танец в городе» (1883), Пьер Огюст Ренуар
«Танец в Буживале» (1883), Пьер Огюст Ренуар / «Танец в городе» (1883), Пьер Огюст Ренуар
«Танец в Буживале» (1883), Пьер Огюст Ренуар / «Танец в городе» (1883), Пьер Огюст Ренуар
«Танец в Буживале» (1883), Пьер Огюст Ренуар / «Танец в городе» (1883), Пьер Огюст Ренуар
«Купание в тазу» (1886), Эдгар Дега
«Купание в тазу» (1886), Эдгар Дега

Тулуз-Лотрек как-то заметил ее рисунки и повесил их ради шутки у себя в мастерской. Потом их увидел Дега и пришел в восторг – так Мари, взявшая имя Сюзанна, стала художником. Она шокировала публику не только откровенными работами, но и рассказами о домашней козе, которая ест неудачные картины, разгуливала по Монмартру с пучком моркови вместо букета и стала первой женщиной, допущенной к членству в Национальном обществе изящных искусств. Она добилась признания и финансового успеха уже при жизни, что было нечастым явлением в художественной среде.

Сюзанна Валадон
Сюзанна Валадон

Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
 «Женщина с контрабасом» (1903), Сюзанна Валадон / «Женщина в белых чулках» (1924), Сюзанна Валадон

«Голубая комната» (1923), Сюзанна Валадон
«Голубая комната» (1923), Сюзанна Валадон

Нельзя также обойти вниманием Франсуазу Жило, возлюбленную Пикассо, мать его детей, но в первую очередь – человека искусства. Она устроила премьерную выставку работ в Париже, когда ей было 22 года. В это же время она познакомилась с Пабло, который был старше на сорок лет. У пары родилось двое детей, но через десять лет отношений Франсуаза покинула гения из-за его скверного характера и непрекращающихся измен. Она продолжила работать как художник, а также написала книгу «Моя жизнь с Пикассо», которая стала мировым бестселлером.

Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
«Женщина-цветок (1946), Пабло Пикассо, 1946 / Франсуаза Жило

В 1990 году Франсуаза Жило получила Орден почетного Легиона – за работу в качестве художника, писателя и борца за права женщин. Она не перестает заниматься творчеством «вырывая из формы и цвета новое визуальное утверждение», и в ноябре этого года отметит большой юбилей – 100 лет.

Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
Из натурщиц в художники. Женщины, которые «перехватили кисточку» у мужчин
Работы Франсуазы Жило / Франсуаза Жило

Еще сто пятьдесят лет назад девушка не могла пойти рисовать в кафе или на природу, это считалось неприличным, а теперь это в порядке вещей. Стоит поблагодарить первооткрывателей, тех, кто проложил этот путь и сделал нас чуточку ближе к идеальному миру.