Портреты невидимых. Ангелы в искусстве

25 January

Каждый ангел – сам по себе рай.
Хорхе Луис Борхес

Как изобразить невидимое? Посмотрите на ангелов. Странно увидеть человека, который не знает, кто это такие. Тем не менее, вряд ли вам доводилось сталкиваться с ними лично в пределах материального мира. Контакты с крылатыми существами – это прерогатива мира духовного. Сегодня мы поговорим о том, как ангелы чувствуют себя в живописи и какие символы за ними стоят.

Многие из нас знают фильм «Майкл» (1996), где большой мужик с крыльями курит одну за другой, ест сахар в большом количестве и сражается с быком кто кого. В манускриптах и на гравюрах эти герои выглядят несколько иначе – как вспышки чудесного, только в виде людей, но все это один и тот же образ, просто он очень разноплановый.

Джон Траволта в образе ангела (фильм «Майкл», 1996)
Джон Траволта в образе ангела (фильм «Майкл», 1996)

В средневековой иконографии ангелы – свита всевышнего, чаще всего это мужчина с мечом, иногда бородатый. Позже они утрачивают брутальность, превращаясь в некую природную силу, которая андрогинна. В XIX веке ангелы стали обозначать зримую святость и чистоту, поэтому их часто изображают в образе девушек с крыльями. Таковы, например, ангелы американского художника Эбботта Хендерсона Тайера. Несмотря на то, что он был очень востребован как портретист и увековечивал образы таких людей, как Марк Твен и Генри Джеймс, его страстью было рисование небесных существ. Ангелы были для него метафорой «высочайшей красоты человеческой души». В историю он вошел не только как художник, но и как первооткрыватель в сфере камуфляжа. Открытия свои он сделал, используя наблюдения над маскировочной окраской птиц.

 Портреты ангелов кисти Эбботта Хендерсона Тайера
Портреты ангелов кисти Эбботта Хендерсона Тайера
Портреты невидимых. Ангелы в искусстве
Портреты ангелов кисти Эбботта Хендерсона Тайера

Многие художники просто сходили с ума от этих воздушных ребят. Одним из таких был Шагал. «Вдруг разверзается потолок, гром, свет и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков. […] Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву», так описывает художник одно из своих видений.

«Ангел с канделябром» (1973), Марк Шагал / «Ангел с палитрой» (1936), Марк Шагал
«Ангел с канделябром» (1973), Марк Шагал / «Ангел с палитрой» (1936), Марк Шагал
«Ангел с канделябром» (1973), Марк Шагал / «Ангел с палитрой» (1936), Марк Шагал

Мастер верил, что наш внутренний мир реален и, быть может, даже больше, чем видимый. А еще крылатые существа напоминали ему художников и творцов. Он говорил: «Сегодня нужно быть ангелом, чтобы думать об искусстве».

С течением веков фигура пернатых хранителей многожды переосмыслялась – они трактовались как вестники богов или как чистые безгрешные люди, позже – как символ сознания. Некоторые из этих трактовок очень наглядно отображены в работах британского художника Стивена Мэки. Мы наблюдаем в них не только большую смысловую составляющую, но и необычную манеру подачи – прерафаэлитско-кэрроловскую.

На первой работе ангел – часть пространства, фрагмент мира. Это очень тонко – когда мы замечаем красоту звездного неба, видим фрагмент удивительной красоты в повседневных вещах, это ангел. Вторая его работа показывает историю восприятия ангелов через религиозную призму. Ангел показан как посредник между земным и небесным, человеческим и божественным.

Иллюстрации Стивена Мэки
Иллюстрации Стивена Мэки

Каждый из нас имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек построил удачную духовную карьеру – и, если не стал ангелом, то хотя бы человеком. Пусть так и произойдет!