TAXI BIZ
2 subscribers

Как устроено ценообразование у агрегаторов такси

251 full read
363 story viewsUnique page visitors
251 read the story to the endThat's 69% of the total page views
2 minutes — average reading time

За последние несколько лет рынок такси в России пережил значительные изменения. На рынке стали преобладать так называемые агрегаторы. Таксомоторные перевозки отошли на второе место. Вместе с этим на смену баснословным ценам пришли приемлемые тарифы.

Как устроено ценообразование у агрегаторов такси

Агрегаторы - это IT компании, которые благодаря специальным приложениям привлекают пассажиров и водителей с личными автомобилями, но по факту никого не перевозят, а только выступают посредниками между ними.

Агрегаторы такси начали образовываться примерно 15 лет назад, они росли медленно и незаметно, постепенно распространяясь по городам России. Но в последние 5 лет произошел настоящий бум, вызвавший их стремительный рост. Это связано, в первую очередь, с развитием информационных технологий, в том числе с доступностью смартфонов и высокоскоростного Интернета.

Принцип работы всех агрегаторов заключается в том, что заказ поступает в службу заказа такси, а после чего передается водителю для выполнения.

Жизненный цикл заказа состоит из следующих этапов:

• поступление заказа от клиента

• поиск автомобиля

• подача автомобиля к клиенту

• время в пути до конечного адреса

• завершение и оплата поездки

Для того чтобы заказ прошел все этапы жизненного цикла должна формироваться оптимальная цена поездки, которая будет устраивать как клиента, так и водителя.

Главным преимуществом агрегаторов является быстрая подача автомобилей и достаточно низкая стоимость поездки, по отношению к таксомоторным организациям. Раньше приходилось звонить в разные диспетчерские службы и ждать подачи машины 10-15-20 минут. Теперь сервисы заказа такси хорошо автоматизированы. Для вызова такси достаточно воспользоваться мобильным приложением, указать нужные адреса и через 3-5 минут машина будет в нужном месте. Кроме этого в большинстве случаев сразу будет известна цена поездки.

Однако не всегда машина приезжает так быстро, как нам хотелось бы. Бывают ситуации когда количество поступающих заказов выше, чем свободных автомобилей, из-за чего увеличивается время поиск и подачи автомобиля, и, как правило, цена поездки.

Любое изменение в цене поездки связано с изменениями в спросе - уменьшение или увеличение количества поступающих заказов оказывает прямое влияние на стоимость поездки.

Спрос — это количество товара или услуг, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Предложение — понятие, отражающее поведение производителя товара или услуг на рынке, его готовность предложить какое-либо количество товара за определенный период времени при определённых условиях.

Спрос в такси - количество заказов, поступивших в определенный период времени. Предложение - количество активных водителей в определенный период времени.

Особенность спроса в такси заключается в его динамичности. Цена на поездку может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону несколько раз за короткий период времени.

Динамическое ценообразование - это вид ценовой политики компании, при которой цена на один и тот же товар или услугу может изменяться в зависимости от изменения различных факторов. Самая главная задача динамического ценообразования – предоставлять возможность пассажирам и водителям заказывать и выполнять заказы всегда.

Итоговая стоимость поездки складывается из таких составляющих, как:

• стоимость подачи автомобиля;

• количество километров в пути * стоимость 1 километра;

• дополнительные надбавки клиента (детское кресло, поездка с домашним питомцем и прочее);

• коэффициент корректировки;

• и прочее, в зависимости от службы такси (время в пути, межгородская поездка и тд.).

Коэффициент корректировки позволяет регулировать спрос, а также способствует привлечению новых водителей. 

В общем виде формула коэффициента корректировки представляет собой соотношение количества поступивших заказов к количеству подключенных перевозчиков в текущий момент.

На размер этого коэффициента влияют две группы факторов. Первая группа представляет собой факторы, которые имеют цикличный характер - утренний и вечерний час-пик, день недели, праздничный день и так далее.

Как устроено ценообразование у агрегаторов такси

Вторая группа - это непредвиденные факторы. К ним можно отнести: погодные условия, ситуация на дороге и прочие ситуации.

Как устроено ценообразование у агрегаторов такси

На графиках видно, что в периоды роста заказов также увеличивается количество отмененных заказов. Это связано, в первую очередь, с нехваткой перевозчиков. Другими словами спрос превышает предложение. Использование динамического ценообразование, а именно коэффициента корректировки, позволят регулировать соотношение поступивших заказов к количеству перевозчиков в конкретный момент времени при имеющихся условиях.

При расчете размера коэффициента корректировки первую группу факторов можно легко проанализировать и учесть заранее. Вторую группу факторов нельзя спрогнозировать и заранее учесть. При возникновение факторов второй группу необходима моментальная реакция на изменения. Для решения этой задачи используются специальные алгоритмы, которые позволяют регулировать спрос, путем повышения коэффициента.

Для учета динамических факторов последние годы внедряются специальные технологии и алгоритмы, в том числе и машинное обучение, которые будете незамедлительно реагировать на изменения в спросе и предложение.