1948 subscribers

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

17k full reads
21k story viewUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 79% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа? КАМАЗ был испытательным полигоном новейших инженерных решений и методов строительства. Строительную площадку КАМАЗа называли тогда «лабораторией современных методов капитального строительства».

Почему?

Об этом и пойдёт речь внизу. При строительстве ВАЗа одним из самых мучительных и затратных процессов было рытьё огромных котлованов. И на КАМАЗе сначала думали, что колонны всех зданий встанут на железобетонные монолиты. Чтобы установить эти титанические опоры, нужно было вынуть из котлованов 10 000 000 кубометров грунта на глубину 9 метров и примерно столько же обратных засыпок! Это же чёрт знает, какое количество земли надо было перелопатить!

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Эта работа потребовала бы не только больших денег, но и заняла бы много времени. А время, как известно, не ждёт…

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

На КАМАЗе были применены буронабивные сваи вместо обычных столбчатых. В качестве примера был взят опыт украинских строителей.

Как известно, впервые буронабивные сваи были предложены киевским горным инженером А.Э. Страусом в 1899 году. Первоначально они применялись при ремонтных работах для усиления деформированных фундаментов зданий. Позднее буронабивные сваи редко, но применяли и в промышленном, и в гражданском строительстве. Хорошо был известен опыт Горьковских строителей в то время.

Правда, все сданные объекты были не ровня корпусам КАМАЗа. Было неясно, как сваи себя поведут на челнинской земле.

В ночь с 14 на 15 апреля 1971 года на опытной площадке недалеко от прессово-рамного завода были пробурены первые 2 скважины. В них опустили стальную арматуру, а затем залили бетоном. Эксперименты проводили бригадир бурильщиков Л.М. Попов, крановщики Н.А. Терешков, И.И. Зонин и П.И. Головко. Руководили работами инженеры Г.Т. Пестов, Р.Р. Нугуманов.В.К., Водопьян. Всего в последующие дни было сделано и испытано более 100 свай. Они подвергались всесторонней нагрузке. Испытания прошли успешно.

В июле 1971 года бригада Леонида Попова из 4 участка «Гидроспецстроя» сделала первую буронабивную сваю на строительстве главного корпуса автомобильного завода.

Как это было на практике?

Бурили скважину, диаметром от 60 см до 1,2 метров, глубиной до 18 метров.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

В этой работе хорошо себя зарекомендовали бурильные установки СО-2 и СО-1200 разработанные киевлянами и изготовленные Днепровским механическим заводом (г. Запорожье).

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Внизу характеристика самоходной гусеничной машины СП-45, также применявшаяся на этих работах.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Затем вставляли в скважину круглый металлический каркас.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Затем заливали бетоном и формировали оголовок.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Между прочим, процесс заливки должен быть непрерывным, иначе появлялись швы и трещины. А чтобы края у скважины не обрушивались в них заливали воду.

После этого на верхних торцах свай, расположенных гнездом по 2, 4, 6 штук делали ростверк - бетонное основание для установки колонн каркаса.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Потом наступал момент крепления колонны к бетонному основанию.

На фотографии внизу - работают «болтовщики». Их ещё называли «болтунами» в то время.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Это были рабочие, которые монтировали на арматурном каркасе фундаментов специальные анкерные болты. Болты были от 40 до 180 кг, диаметр - 90 мм, длина - до 4 метров.

Правда, всякое случалось на стройке. Прочтите материал из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 11 ноября 1971 года.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Вот так выглядели забетонированные сваи в тот момент, когда позднее шла работа по строительству тоннелей.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Не сразу был набран нужный темп на камазовской стройке по установке буро-набивных свай. Лучшая бригада Виктора Кузьмина в первые дни ставила не более 3 свай в день. Но потом дело пошло на поток (т. е. одни рабочие делали сваи, другие изготавливали ростверки) и стали в день ставить 6 свай, а затем дошли и до 12 (!).

Оцените прогресс! Если в декабре 1971 года было сделано 237 свай, то в марте 1972 года уже - 1553.

На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?

Какие можно сделать выводы?

Благодаря этому методу:

- пять из шести основных заводов КАМАЗа, расположенных в Набережных Челнах, встали на эти фундаменты, все, кроме ремонтно-инструментального завода.

- страна сберегла миллионы рублей, общий эффект составил 7 000 000 рублей.

- были высвобождены десятки экскаваторов, более 800 самосвалов КрАЗ, 300 бульдозеров.

- устройство фундаментов было ускорено в 3 раза.