Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

725 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
725 read the story to the endThat's 58% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

Если рукопашный бой в армии является темой постоянных споров в интернете на тему «нужен ли он в современных условиях», то необходимость подготовки к рукопашному бою в правоохранительных органах никем под сомнение не ставится (по крайней мере, пока).

Если боевые приемы борьбы, входящие в курс подготовки сотрудников ОВД России вполне известны (тем более, что новый приказ по физподготовке идет без грифа «ДСП»), то вот как дело обстоит за рубежом мы знаем, в основном из фильмов о полицейских. Судить же по художественным фильмам о какой-то деятельности - это все равно, что составлять мнение о «Битлз» на основании песен Рабиновича в телефонную трубку. В одной из следующих статей я расскажу о системе рукопашного боя в полиции Испании, а пока предлагаю кратко ознакомиться с программами подготовки в других странах.

Следует сразу сказать: в большинстве зарубежных стран рукопашный бой при подготовке сотрудников полиции, в отличие от России, выделен в самостоятельную дисциплину. И этой дисциплине отводится довольно значимое место.

1. США. «Долларом по двоечникам»

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

В США на начальном этапе обучения курсантам даются фундаментальные основы рукопашного боя, базовая физическая подготовка и формируются навыки тактики ведения схватки посредством спортивных поединков.

Довольно широко используется защитная экипировка (шлем-маска, жилет, бандаж), что позволяет отрабатывать приемы «в условиях субмаксимальной и максимальной мощности», а также проводить полноконтактные поединки, использовать в схватках макеты оружия (ножи, палки, дубинки и т.д.)

«Техника двигательных действий рукопашного боя», по мнению отечественных исследователей, мало чем отличается от таковой в институтах МВД России, главное отличие – наличие значительно большего арсенала приемов в партере. Правда, не совсем понятно, связано это с модой на БЖЖ у самих полицейских (как было какое-то время в армии, когда БЖЖ ввели в курс рукопашного боя) или необходимостью противостоять преступникам, владеющим БЖЖ.

Главное же отличие от отечественных систем подготовки состоит в том, что широко применяется соревновательный метод спортивной тренировки.

Соревновательный метод рукопашной подготовки в американских учебных заведениях полиции обусловлен строгой дифференциацией, в зависимости от степени подготовленности. Американцы считают, что данный педагогический подход дает возможность избежать так называемого «психологического надлома», уступая в спортивных поединках более опытным соперникам. Со временем, лучших курсантов по показателям технико-тактической и специальной физической подготовки переводят из общих групп в группы более продвинутого уровня, где рукопашная подготовка уже строится по более индивидуальной программе, по аналогии с подготовкой профессиональных спортсменов-единоборцев.

Тех курсантов, кто показывают лучшие результаты по рукопашной подготовке, премируют повышением стипендии или дополнительными увольнениями. Для отстающих же предусмотрена система штрафов.

Кроме учебных занятий по рукопашному бою в учебных заведениях функционируют секции различных единоборств. И будьте уверены, при такой системе «кнута и пряника», желающих «давить на массу» в свободное время куда меньше, чем у нас (у нас вот, например, из всех групп на факультатив по Самбо ходило после занятий максимум человек 10, на бокс – человек 15).

Кроме того, при подготовке к рукопашному бою применяются методы «самоактивации» - вхождение в состояние агресии, схожее с таковыми в армии США (крики, мимика ярости, рычание).

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

Можно сказать, что учебно-воспитательный процесс профессиональной рукопашной подготовки полицейских в учебных заведениях США имеет сугубо практическое направление, с упором на формирование специальных психологических качеств и с широким использованием на завершающем этапе соревновательного метода спортивной тренировки.

2. Германия. «Зачем что-то придумывать, если старое работает?»

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

Немцы к системе рукопашной подготовки подошли практично: зачем выделять деньги на разработку чего-то нового, если есть система, обкатанная и в ГДР, и в ФРГ? Поэтому подготовка тут построена на уже известных моим читателям 2 этапах.

1. Этап - Дзюдо

На этом этапе идет подготовка по программе «классического дзюдо» - то есть кроме бросков идет обучение «атеми» (то, что у нас в наставлениях называется «расслабляющий удар»). Сама подготовка разбита на четыре периода:

1 период - период начальной подготовки содержит простейшие акробатические упражнения, страховки в парах и самостраховки, что предполагает формирование базовых навыков группировки и кинестетического восприятия партнёра и борцовского ковра. Данные качества также предполагают понижение уровня травматизма на занятиях.

2 период - формирование умений выполнения базовых технических двигательных действий: захватов, контрзахватов, подножек, подсечек, бросков, болевых и удушающих приемов и ударов.

3 период - совершенствование ранее приобретённых умений, техники выполнения основных приёмов дзюдо, то есть доведение технических действий до уровня навыка (подсознания). Данная задача решается посредством неоднократного выполнения бросков в паре с ассистентом. Это классический метод упражнения в методиках физического воспитания.

4 период - соревновательный метод спортивной тренировки. Это в первую очередь учебно-тренировочные поединки в различных позициях, а также в партере. Сюда же входит и борьба в нестандартных положениях.

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

2 этап – Самооборона

Тут опять-таки все стандартно. Прикладное применение навыков дзюдо, полученных на первоначальном этапе. Естественно, тут удары, изученные во втором периоде первого этапа, применяются во всем разнообразии. Второй этап включает три периода:

1 период – совершенствование навыков защит от ударов и нанесение ударов. Обучение работе с холодным оружием, что предполагает не только обезоруживание, но и учебные поединки «на ножах», а также обезоруживание преступника, вооружённого пистолетом. Техническая подготовка во второй части также предполагает разучивание приёмов личного осмотра, конвоя под воздействием болевых приёмов или под угрозой огнестрельного оружия, а также одевания наручников и связывания. Формирование умений и навыков ударов и защит проводится взаимосвязано с техникой перемещений в различных векторах направлений. Зоны поражения делятся на три уровня: верхний, средний и нижний.

2 период – совершенствование приобретённых умений, доведение их до уровня навыка. В этом периоде особый упор делается на точность нанесения ударов.

3 период основывается на соревновательном методе спортивной тренировки. То есть уже происходит обучение и совершенствование тактики использования ранее приобретённых навыков техники выполнения как ударов, так и сформированных в первой части бросков.

3. Израиль, Китай, Япония

Про эти три страны скажу кратко.

Израиль

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

Основой подготовки является «Крав Мага», бросковая техника, имеет подчиненное положение по сравнению с ударной. Работа в партере подразумевает максимально быстрое освобождение и выход в стойку. Большое внимание уделяется работе с подручными предметами и против таковых (камни, палки, ремни, цепи, крышки от мусорных баков и т.д.)

Китай

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

В обучении китайских курсантов рукопашному бою упор делается на формальные комплексы рукопашного боя. Несмотря на то, что основой подготовки является не классическое Ушу, от формальных комплексов китайцы не отказались. Их они отрабатывают постоянно в больших количествах – как без оружия, так и с оружием. Это наложило определенный отпечаток на технику боя – в китайском рукопашном бое используется большое количество серий атакующих действий.

Япония

Как готовят полицию к рукопашному бою за рубежом

Еще со времен революции Мейдзи для полиции разрабатывались комплексы прикладных приемов на основе синтеза различных школю Дзю-дзюцу. Выбирались наиболее простые в освоении приемы. Позже в подготовку были добавлены Дзюдо, Каратэ, Айкидо. Практикуются Кэндо и прикладные синтетические системы на их основе.

4. Выводы и сравнения.

В 2020 году доцент кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России Усков С.В., проанализировав и сравнив подготовку к рукопашному бою за рубежом и в России, сделал следующие выводы:

Во-первых, во всех рассмотренных нами иностранных государствах рукопашная подготовка силовых структур является отдельным предметом, а физическая подготовка представляет собой либо отдельный предмет в первую очередь на Западе, либо интегрально-составляющую фундаментальную основу на Дальнем Востоке.
А вот в высших учебных заведениях МВД Российской Федерации, мало того, что название носит однобокую интерпретацию – «Боевые приёмы борьбы», так и само направление рукопашной подготовки считается как бы составляющей физического воспитания.
Во-вторых, сам спортивно-тренировочный процесс рукопашного боя, именно его методические аспекты, практически не отличаются между армией, полицией и службой безопасности, что, в свою очередь, говорит о грамотно организованной с позиций научной дидактики универсализации всего процесса профессиональной рукопашной подготовки.
В России эти системы подготовки отличаются кардинально. Этому есть объяснение. В связи с тем, что законы в отношении допустимости применения приёмов рукопашного боя, да и сама целеустановка деятельности сотрудника полиции (милиции), не менялись со времён Советского Союза, то и задачи рукопашной подготовки «немного» отличаются.
В-третьих, все педагогические системы рукопашной подготовки будущих офицеров полиции Германии, Израиля, Китая, США, Японии и иных стран цивилизованного мира в той или иной мере основываются на методиках дзюдо и каратэ, что говорит о глобальном педагогическом и боевом потенциале этих дальневосточных боевых искусств.
В российских высших учебных заведениях, также применяются технические приёмы каратэ и дзюдо. Но из-за «зашоренности» взглядов, из-за игнорирования законов спортивной педагогики, из-за недопонимания перспективности использования личностно-ориентированного подхода, из-за боязни позитивной и крайне необходимой для общего дела критики высшего комсостава МВД, учебный процесс с использованием технико-тактических элементов дальневосточных боевых искусств приобретает однобокий и «ущербный» характер. К примеру, в учебных программах (Хабаров, 2018) по подготовке будущих оперуполномоченных уголовного розыска совсем отсутствуют разделы по обучению ударной технике рукопашного боя.
В-четвёртых, психофизиологическая составляющая рукопашной подготовки не только, как у нас в России, декларируется на словах и в документах (Хабаров, 2018), но и в реалиях является основополагающим аспектом данного профессионального обучения. Причём очень эффективным, учитывая фундаментальные тренинги древних даосов и монахов буддийских монастырей направления дзен (чань).
В-пятых, во всех странах профессиональное обучение рукопашному бою происходит в форме спортивно-тренировочного процесса, с широким использованием, особенно на заключительных этапах обучения, соревновательного метода спортивной тренировки, в различных его вариациях. Причём в свободных полноконтактных поединках применяется различная защитная экипировка (шлем-маска, жилет, бандаж и пр.) У нас этого вообще нет, что ещё раз доказывает острую необходимость «спортизации» всего учебно-воспитательного процесса рукопашной подготовки высшей школы полиции России.

Следует иметь в виду, что данный автор является апологетом Востока (вплоть до предложений внедрения переработанного кодекса «Бусидо» в морально-психологическую подготовку сотрудников) и, если с некоторыми его выводами согласиться можно (и даже нужно) – такими, как недостаток в полноконтактных поединках в защитном снаряжении, то такой упор на Дзюдо и Карате может вызвать недоумение. Чем самбо (выросшее на основе того же Дзюдо) не устраивает автора? В его арсенале есть весь спектр как ударных, так и борцовских техник. Может все-таки надо менять методики, а не то, откуда берутся приемы? Какая разница лежит ли в основе Самбо или Дзюдо, если отработка производится спустя рукава? И если он заявляет, что такие проблемы в ВУЗах МВД, то можно представить как обстоит дело «на земле», где на отработку приемов рукопашного боя время на занятиях, зачастую отводится по остаточному принципу и где не хватает квалифицированных инструкторов. Думается, что данная проблема не будет решена, пока рукопашный бой не получит статус самостоятельной дисциплины. Но вот будет ли она решена после этого?

А на этом все. Спасибо за прочтение, комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь. До скорых встреч!

#прикладной рукопашный бой #боевые единоборства #полиция сша #полиция россии #мвд россии #боевая подготовка #дзюдо #каратэ